Как ни крути, рисунок – начало начал. Даже если работа ведётся без «физически» нанесённого на лист рисунка, он всё равно присутствует «виртуально» и проецируется на лист «внутренним взором».
Следует отметить, что предварительный рисунок, особенно «многословный», в большей или меньшей степени превращает Акварель в картинку-раскраску.
С другой стороны, небрежный и поспешно выполненный рисунок способен резко снизить качество акварели. Не следует надеяться поправить его во время работы, или тешить себя надеждой, что текучая акварель компенсирует его недостатки.
Надо стремиться, что бы предварительный рисунок был лаконичен и точен.
Уделяйте должное внимание рисунку. Он должен быть для вас эстетически привлекательным, предваряющим ход акварели Точный, но лаконичный рисунок позволит вам не "дёргаться" во время письма и сохранить интерес к работе.
Определимся с традиционными подходами:
1. Карандашный рисунок аффектированно выражен, остаётся на бумаге, и визуально участвует в организации графических форм и связей цветовых пятен. В умелых руках, этот способ имеет известную прелесть и привлекательность, но, строго говоря, является «смешанной техникой»*. Фактически – раскрашенная акварельными красками карандашная графика, где акварельные технологии играют подсобную роль украшения, а не основного средства решения изобразительной задачи.
2. Практика определяет нажим и толщину карандашной линии, которой достаточно на какое-то необходимое время, а в процессе работы она частично смывается водой, частично перекрывается красочным слоем. Возможные остаточные штрихи, в светлых местах, можно удалить резинкой. Удобная вам мягкость грифеля определяется опытным путём. Это самый распространённый способ среди акварелистов.
Отработку рисунка, для начала, можно вести не на рабочем акварельном листе (что бы не портить поверхность), а на отдельном. Это позволит спокойно и вдумчиво решить композиционно-пропорциональные задачи, а так же определиться с необходимым количеством подробностей. В дальнейшем (для начинающих) можно просто "перестеклить" рисунок на рабочий лист. Жизни листу это не прибавит, но поможет на первых порах.
А теперь попробуем избавиться от засилья карандаша в акварели:
3. Предварительный рисунок может выполняться кистью, наполненной легким раствором краски или просто водой.
3.1 Скрытый рисунок. Первым, пусть и «формальным», шагом, является исполнение предварительного рисунка самой акварелью. Рисуем слабым раствором краски тонкой кистью по просохшей поверхности и даём просохнуть рисунку. Дальнейшая работа может быть продолжена и "по-сырому", если применить повторное смачивание листа. Из-за
перекрытия красочными слоями и смывания в процессе работы, такой рисунок
станет почти невидимым.
Понятно, что исполнение такого рисунка требует точности, однако, замечу, что возможность корректировки существует. Неудачную линию можно «промокнуть» отжатой беличьей кистью, пока краска не просохла. В логическом развитии, подобный рисунок превращается в композиционные метки и штрихи (разновеликие и разнозначные векторы, которые определят дальнейший ход кисти). Конечно, такой предварительный рисунок не выходит за рамки своего "традиционного" содержания, и несёт в себе только предварительное решение композиционных задач.Рассмотрим возможные расширения роли предварительного рисунка в акварельной технике:
3.2 Псевдоактивный рисунок. В данном случае присутствует некоторая параллель с п.1, но без использования «чужеродного материала». В отличие от З.1, выявляем рисунок, исполняя его более насыщенными тонами по-сырому, сухому, или (что наиболее интересно) неравномерно увлажнённому листу. Таким образом, создаётся видимая графическая составляющая будущей работы с выраженным акварельным происхождением. 3.3 Активный рисунок. Этот способ максимально неотрывен от самого процесса письма акварелью и является одним из инструментов решения основной задачи акварельной техники** Наносим рисунок, водой или слабым раствором на просохшую поверхность листа. Не ограничиваемся просто линией и контуром, а, фактически, пишем основу работы водой, используя кисти разного размера. Можно прибегнуть и к деталировкам, насколько это возможно и нужно. Не давая этому «рисунку» просохнуть, начинаем работать. Существуют два варианта продолжения, которые зачастую, используются совместно: «Впускание» краски на непросохшие участки и приём «проскальзывания кисти». Последний приём требует навыков и нахальства. Кисть проскальзывает по листу, отдаёт краску влажным участкам, а сухие участки оставляет почти чистыми. Примечательно, что во время работы сохраняется возможность корректировки форм белого, что, помимо прочего, невозможно при применении резервирующих жидкостей.
Понятно, что п.п. 3.2 и 3.3(в особенности) значительно выходят за рамки "предварительного" рисунка и относятся, скорее, непосредственно к методикам письма акварелью. Тем не менее, я решил их упомянуть именно здесь, хотя-бы из за их "предварительной" роли.
В принципе, можно использовать п.п. 3.1 – 3.3 не только в «чистом» виде, но и в их долевом участии между собой.
иллюстрации к п. 3.3 (картинки кликабельны):
"Впускание" краски в "водяной" рисунок Фрагмент работы "Ожидание весны".
*Данный термин часто, хотя и по разным причинам,
стремятся понимать упрощённо, с позиции только «физической» разницы
используемых материалов. ** речь идёт об оставлении "белого". Статья "О "резерважах""
Вы знаете, ваши статьи мне кажется очень помогают поставить кое-какие акварельные "вещи" на свои места или может даже точнее - задать отправную точку. И от этой точки уже каждый сам себе голова насколько головы хватает. Эта статья мне особенно близка потому что что-то отдалённо похожее на Активный рисунок вертелось в голове в каком-то неясном виде и если бы не ваша статья наверное так бы и осталось. Кстати, ещё очень нравится как Вы легко и свободно пишите. Спасибо огромное.
Спасибо огромное! "Проскальзывание кисти" по непросохшим участкам вообще потрясло, оно же правда работает, если не бояться - знаете, похоже на сказку, где мост через пропасть виден только тем, кто этой пропасти не боится Спасибо
Здравствуйте. Правильно ли я думаю: если отказаться от использования карандаша и все, в том числе предварительные, рисунки делать только кистью, то будет от этого только польза?
Ответ: Хотел бы ответить "да", но не буду Каждая методика должна быть органичной. И отказываться от карандаша только из упрямства - не имеет смысла.
В каком контексте можно рассматривать акварельные карандаши? Можно ли их использование вместе с акварелью относить к чистой акварели?
Ответ: Полагаю, что их "акварельность" исчерпывается их относительной водорастворимостью. В остальном, работа "акварельными" карандашами, не отличается от обычно-карандашной и базируется на штрихе. Из чего можно сделать вывод, что эта техника не является "акварельной". Отсюда вытекает: Совместная работа акварелью и "акварельными" карандашами - по сути есть смешанная техника. Однако, можно допустить, что использование "акварельных" карандашей для корректировок в акварели не является криминалом. Бывают случаи, когда правка акварельными карандашами эффективней правки самой акварелью.
Нужная весчь!!! А как с акварельными карандашами, что можете сказать?
Ответ: Всё что существует, имеет право на существование.
На сколько помню, пробовал и акварельными карандашами. При слабом нажиме линия смывается при замачивании, при более сильном- остаётся характерный карандашный след... __________ сообщения 111 и 112 http://kuzema.my1.ru/forum/4-3-1830-16-1236848141