О красках(часть 4) (Статья
находится в процессе редакции) (теоретические изыски)
Попробуем вступить на скользкий путь создания общей теории.
Анализ status quo, достигнутого опытным путём, показал следующее. Краски, часто их смеси, составляют групповой ряд: «свет», «небо», «воду» и «землю». Элементы ряда различаются по тону и плотности наносимого на бумагу красочного слоя. Можно выделить и ещё одну группу "тьма", о специфике которой расскажу позже.
Подобное разделение помогает точно оперировать цветом и задаёт весь
строй работы над картиной. Вам не придётся больше метаться в коробке с
красками из угла в угол, и лихорадочно пачкать лист пятнами
сомнительного происхождения. Ощущение принадлежности цвета (смеси) к той или иной группе вырабатывается со временем.
1. «Свет» (в данном случае охра) наносится первым и участвует в формировании остальных групп ряда. 2.Затем идёт «небо», которое, так же добавляется в остальные группы. 3. Следующая за «небом»«вода» уже имеет более локальный характер. Может участвовать в формировании "неба"(в перекрытиях) и теней "земли". 4. «Земля» есть последний участник. Применяется для изображения предметного ряда и исполнения отражений.
Всё это несколько похоже на первую главу «Бытия», вы не находите?
Такой порядок работы оптимален, во-первых, с точки зрения
последовательности нанесения тонов по их плотности и цвету. Во-вторых,
динамика подсыхания листа и красочных слоёв будет работать на вас,
создавая световоздушную перспективу. Включение «света» и «неба» в зоны действия «воды»
и «земли», объединяет общую гамму. Помимо этого, тоже формирует
перспективу и соответствует реалиям рефлексов и отражений. Достаточно
вспомнить, как цвет и освещённость неба меняют цвет предметов.
«Свет» может быть самым прозрачным элементом ряда. Последнее утверждение особенно справедливо при использовании в качестве «света» легких растворов «неба». В случае сочетания «свет»-«тьма»,
он может быть и весьма плотным, если в его качестве используются
светлые краски. Освещённые поверхности в областях действия других групп
- удел "света". Пределом "света" является белый лист бумаги.
Для «неба» и «воды» используются одинаковые краски, но с различными соотношениями модификаторов. «Вода» плотнее «неба» и, обычно, «теплее» по тону.
«Земля»- весьма плотный элемент. Примечательно, что не последнюю роль в её формировании играют «земляные краски».
Смеси группы «тьма», это модификации «неба» и «воды»,
но с большим количеством чёрной краски. Отличаются сильной потерей
цвета и высокой плотностью (вплоть до пастозного мазка). Используются
при работе над ночными и вечерними пейзажами. "Тьма" может заменять "небо" или участвовать после него. Из-за большого количества пигмента, могут возникнуть сложности при заливке крупных форматов.
Из всего вышесказанного можно сделать практический
вывод:
Готовьте смеси заранее в фарфоровых, фаянсовых или пластмассовых
блюдечках.
Блюдечки должны быть белыми.
Пробы цвета и цветосочетаний делайте на
бумаге того же сорта, что и рабочий лист (об этом я уже говорил ранее).
При работе соблюдайте заданную последовательность использования групп,
но не бойтесь импровизировать если сам ход работы подскажет вам это.
В конкретных случаях могут использоваться не все группы.
Кстати, да, читая эту статью (да и другие на этом форуме) постоянно возникал вопрос - почему нам этого не рассказывали? Почему нас вчегда учили начинать именно с темных мест(объясняя это тем, что если перетемнить свет, то потом трудно набрать тень). Но ведь в этом и заключается работа над техникой.
Согласна :) Я тоже год учусь в художке, ощущение, что там зря теряю время :) (Шутка конечно) За сегодняшний день узнала столько важной, полезной информации!!!! Спасибо огромное!!!
господи 0,год ходила в художку и не узнала даже сотой доли того что узнала на сайте . даже прочитав еще совсем малую толику . спасибо огромноейшеее автору и низкий поклон !!