Акварели Невской
Волны

Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Заметки по акварели [14]
Некоторые замечания об АКВАРЕЛИ и акварельных материалах.
Мой путь в Акварель [9]
Расширенный ответ на часто возникающие вопросы.
Акварель. Создание Артефактов [2]
Пленэрные истории [7]
Описываемые события не выдуманы, а их участники реальны...
Просто истории [32]
Заметки на полях [1]
Много их у меня накопилось, часто спорных, а иногда и противоречащих друг другу...
Рассказы об акварелях [14]
Кот, бегущий краем лужи [11]
микро роман
Мои статьи для книги Sprechende Aquarelle [1]
Башанта [4]
Сборник рассказов, правдивых, и не очень


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
Евгений Кисничан

Лев Каплан





    ArtNow - продажа картин




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-04-24, 7:16 AM
Главная » Статьи » Мои статьи и рассказы » Заметки по акварели

О "РЕЗЕРВАЖАХ"

Помните об авторских правах

(в начало)


(к предыдущей статье)



О "резерважах"

(как оставить "белое").                                                                   


 

Ну, на кой чёрт нужны тебе эти галеры? Пиши маслом! :)

 


Расцвет акварели начался с отказа от белил.

Индивидуальные возможности акварели, до этого времени, зачастую, подменялись готовыми «живописными» решениями.

Технику «настоящей» акварели, можно сравнить с бегом в мешках. Выигрывает не тот, кто быстрее бегает, а тот, кто быстрее бегает в мешке. Я имею ввиду те, сугубо акварельные, трудности, которые отсутствуют в иных изобразительных техниках при решении «простейших» изобразительных задач.

Важнейшей задачей, пожалуй, является «оставление белого», т. е. «резерважа».

Собственно, по умению выполнять резерважи и определяется класс акварелиста.

 

Резерважем в акварели называется сохранённая белая часть листа.

 

Каким образом исполняются резерважи? Естественно, что их исполнение имеет особенности при работе «по - сухому», «по - сырому» и «полупросохшему» листу*.

 

1. Небезызвестные «маскировочные жидкости», рассматривать не будем.

Резерважи, выполненные с их помощью, превращают акварель в  декоративный «трафарет», и, уж точно, не добавят мастерства акварелисту.

Вне поля зрения оставим накладки бумажным скотчем, парафин, восковые карандаши и т. п.

 

2. Обработка высохшего красочного слоя различными «механическими» способами, с целью «выявления белого» допустима. Однако, нарушает фактуру бумаги, а в больших количествах, может привнести «грязь» и нарочитость. Если честно, то я знаю, хотя бы одного акварелиста, кому удалось вычистить бритвой треть листа ARCHES, размера 56х76 см. Причём очень качественно (Привет, Серёжа! J)

 

3. Возможно высветление необходимых мест с помощью кисти по непросохшему или высохшему слою. Подобное «высветление» не достигает цвета бумаги. Кисть, при этом, может быть как «отжатой», так и «наполненной». В последнем случае, при работе по непросохшей поверхности можно получить различные «естественные» формы пятна, что может пригодиться, например, при исполнении «растительности» первого плана в пейзаже. «Вымывать» можно не только чистой водой, но и «цветом».

 

Можно «высветлять» и другими «инструментами», например, салфеткой.

 

Существует, также, приём снятия полупросохшего красочного слоя мастихином или стэками. На мой взгляд, наиболее эффективен на сортах бумаги, с низкой впитываемостью красочного слоя, например, полусинтетических. Имеет узкое применение.

 

4. Думаю, не имеет смысла, подробно рассматривать «обходку» по сухому листу малых размеров.

При больших размерах листа, писать «в обход белого», естественно, сложнее. Если, конечно, ставить себе задачу сохранения «ровности» красочного слоя. В большей части, виной тому страх не успеть продолжить красочный слой до его высыхания и вовремя «сконтактировать» его при обходке. Здесь нужна практика и здоровое нахальство.

 

Край обходки, в этом случае, получается контрастным.

 

 

5. «Обходка «по-сырому» заключается в умении чувствовать необходимое соотношение количеств воды на бумаге и кисти одновременно, с тем, чтобы краска не затекала за назначенную границу.  Приобретается с опытом.

 

Общие советы следующие:

 

           При начале работы, лист не должен «бликовать» водой.  (Данный постулат не является абсолютным для опытного акварелиста)

 

           Чем больше воды на бумаге, тем меньше воды на кисти.

В этом смысле, регулировка воды на кисти, может осуществляться «естественным» путём, в зависимости от выбора кисти по сорту ворса:


Белка держит много воды и много пигмента
Колонок набирает меньше воды и более "организован" ввиду своей большей упругости.
Синтетика  воду держит на минимуме.



            Во время «обходки» кисть должна идти не по границе, а на некотором расстоянии от неё, с учётом последующего растекания краски.

 

            Понятно, что чем «суше» лист, тем меньше растекание.

 

            Наверное, стоит упомянуть о возможности просто подуть на «заплывающий» резерваж, с целью разогнать затекающую краску, или «прижать» его границу феном.

 

Размытость границ, в данном варианте может варьироваться в широком диапазоне.

 

7. Попробуем объединить 4-й и 5-й пункты.

Просохший верхний слой листа, как можно более равномерно,  покрываем водой (или слабым раствором) с помощью кисти (флейца), в обход необходимых мест. На границах  сухих островков, убираем отжатой кистью излишние скопления воды. Даём слегка подсохнуть (или подсушиваем феном) и начинаем работать.

Определение необходимой влажности листа, приносит только опыт. Лично у меня, в необходимый момент, возникает ощущение единства с листом и водой.

 

Этот способ позволяет сочетать достаточную чёткость резерважей с «сырым» исполнением.

 

Дальнейшим развитием этого способа, является «активный» рисунок в сочетании с приёмом «проскальзывания» кисти, чему я посвящу, со временем, отдельную статью.

 

 

8. В процессе применения п.3, с учётом п.4 и возможностей по заливкам 5-го пункта, так же зарождается мысль об их «совмещении».

На равномерно влажной поверхности листа, превентивно осушаем отжатой кистью необходимые участки. Такой приём с успехом «проходит» не на всех сортах бумаги.

 

9. Интересные результаты дает работа с феном, когда, ориентировочно, подсушиваем предположительные места резерважей, и (или) задаём градиент влажности листа.
И в этом случае, необходимые места так же можно, до нанесения краски, подсушить беличьей кистью.

Данный вариант, конечно, несёт в себе больше случайностей. Но, как мы знаем, «случайность» в акварели не всегда является недостатком, особенно, если она прогнозируема.

 

 

Отмечу, что ни один приём не универсален. Они могут не вписываться в избранную методику работы над конкретным листом и разрушать «цельность» акварельного листа.


(читать дальше)

 

* - Повторюсь, деление акварельной техники на «сырую» и «сухую», достаточно условно.

С моей точки зрения, оно определяется степенью влажности листа, на момент начала работы. В дальнейшем, количество «сухих» и «сырых» элементов, целиком зависит от авторского произвола.




Источник: http://kuzema.my1.ru/
Категория: Заметки по акварели | Добавил: kuzema (2008-10-24) | Автор: Кузема Константин Станиславович
Просмотров: 18873 | Комментарии: 9
Всего комментариев: 9
9 Анна  
0
Ломаю голову над тем,как Елена Базанова умеет оставть тонкими и белыми кошачьи усы.При этом они остаются практически живые,нежные.Как ей это удаётся?Возможно,это её личная находка в этой технике.

8 Ions  
0
Интересно Ваше мнение на счет маскировочной жидкости. Я заметил, что даже известные акварелисты ею не брезгуют (http://www.mehaffeygallery.com/gallery4pgs/index4.html). Мне тоже кажется, что эти резкие белые пятна "сушат" акварель и смотрятся как вырванные куски.

7 lusisoleil  
0
Спасибо Maestro Akvarelo за уроки Вы акварелист от Бога!C Уважением к Вам Lusi.

6 Наталья  
0
Константин Станиславович, в Ваших работах видешь и чувствуешь Его соучастие. Редкостное впечатление! А котяра Моня домашний и облюбленный. Так радостно, что на Ваш сайт вышла. Спасибо!

5 Asveti  
0
А мне показалось интересным гонять краску по небу пульверизатором с чистой водой, получилось не бог весть что и с ошибками, но для меня это не так уж плохо http://fotki.yandex.ru/users/asveti-ya/view/404893/?page=0

4 Pretty  
0
Все, что Вы пишете об акварели, равнозначно для любой другой техники. Каким бы материалом ни пользовался художник, он ищет и результат подчас непредсказуем.
Ответ: "Непредсказуемость" "любой другой" техники определяется только уровнем мастерства исполнителя.

3 Pretty  
0
Это не акварель, но, может, вызовет в Вас больший интерес к смешанной технике. http://www.nicolasmenza.com/home.html
Ответ: Не смог оценить, чем может быть примечателен указанный автор.

Но дело в другом. Меня не интересуют изобразительные техники, в которых Божественное Участие сводится только к дарованному Им таланту.
В этом смысле, акварель(а-прим, в первую очередь) уникальна. При работе, наглядно видишь Его соучастие.


2 jalex  
0
"Дальнейшим развитием этого способа, является «активный» рисунок в сочетании с приёмом «проскальзывания» кисти, чему я посвящу, со временем, отдельную статью"...

Константин, а когда будет эта статья? Очень хотелось бы ее прочесть!

Спасибо smile

Ответ: Будем надеяться, что напишу:)

1 alisa_q  
0
А я не знала, что акварели белый не полагается smile не мучилась и купила белый акрил. что-то получилось
Ответ: Получилась "смешанная техника"
В кругу акварелистов, это называется "СМЕШНАЯ техника" smile


Имя *:
Email *:
Код *: