Об «обрезании», «акварельном филее», и прочих приёмах исправления и «утилизации» акварельных неудач.
Как я уже говорил, при стремлении к совершенствованию в
технике «а-прим», отвала и мусора бывает предостаточно.
Что со всем этим делать? Как оправдать свои трудозатраты и
снизить финансовые потери от испорченных материалов?
Бывает,работа не
задаётся и почти сразу видна основополагающе неверная нота.
Можно быстро смыть чистой водой и начать заново.
Если не удалось это сделать удовлетворительно, можно перевернуть лист и писать на обратной
стороне. В этом смысле, я написал достаточно достойных акварелей, на задниках
которых прячутся «неудавшиеся омлеты»
Случаются и курьёзы. Дёрнуло меня сходу писать парусники в
море. Не понравилось. Cмыл
валиком.
Вымылись только плотные слои, получились что - то вроде
негатива. Показалось забавным, однако перевернул лист, и написал новую работу,
которая меня удовлетворила несколько больше. Лист был продан, но… Клиент
случайно заглянул на «задник» и купил именно его в качестве картины.
Впрочем, правильней
довести работу и отложить на неделю, лучше на месяц (бывает и дольше). А
обратную сторону оставить «на потом». Для того, что бы «обратка» осталась как
можно чище, с неё можно смыть чистой водой подтёки краски, пока они не высохли.
Делать это не всегда обязательно. Такие случайные «акварельные рисунки» иногда
порождают образы, и (или) органично вписываются в замысел новой акварели.
На больших форматах, подтекание часто носит локально-краевой
характер, можно, в конце концов, обрезать эти участки и использовать только
чистую поверхность.
Дальше. Либо картина вас удовлетворит полностью, либо
частями, либо совсем не удовлетворит.
«Кадрирование» и «обрезание» иногда помогает сгладить
некоторые композиционные ошибки.
Можно, например, скорректировать положение центра композиции
и линии горизонта, «вывести» диагонали из углов, а так же убрать общий наклон
изображения по отношению к краям листа.
Небольшие погрешности можно «исправить» уменьшенным окном
паспарту и без «обрезания»
Случается, что в работе оказывается «филейная часть»,
которая может быть небольших размеров по отношению к площади листа. Если её
удачно «кадрировать» с последуюшим «обрезанием», получается, если и не картина,
то обаятельный этюд.
Понятно, что на оборотах обрезков, оставшихся от подобной
«хирургии», можно писать или использовать их как палитру-пробник к данному
сорту бумаги. Обрезанные куски рекомендую внимательно рассмотреть. Бывает,
изначальная полуабстракциямазков и
заливок превращается, например, в пейзаж, для выявления которого достаточно
добавить несколько конкретных деталей.
В моей практике был случай, когда простым делением листа по
вертикали, я получил две неплохие акварели. На полном листе посередине была
улица, которая разваливала картину на две части, а дома, по обеим её сторонам,
получились отменными.
Страсть к полноразмерному листу«а-прим» и «в край», как элементу
акварельного мастерства,может привести
к композиционной несостоятельности картины.
Однажды, я написал панораму города с низким горизонтом и
большой «луной» в верхней части картины. «Панорамность» вошла в конфликт с
пропорциями листа (56х76). Я разрезал лист пополам, по горизонтали. Получилась
панорамная работа и лист вечернего неба с луной, на котором, поверх, также написал
панораму города ("белое" выявлял с помощю выскребания). Обе бывшие «половинки» нашли разных хозяев.
Далее, касательно красочного слоя. При общей «пережатости»
акварели, можно «перезамочить» лист и прокатать лицевую сторону валиком до
нужной кондиции, смывая лишнюю краску. То же можно делать и с отдельными
участками (валиком или флейцем). Это требует аккуратности и чувства меры. Плотность
небольших локальных мазков можно снижать отжатой кистью по высохшему листу. Таким образом можно убирать и
небольшие участки, например, свежий «неверный» мазок. Иногда,
что бы снизить «звучность» мазка или даже целого плана картины, достаточно
потереть сухую красочную поверхность пальцем (ладонью) или сухой морской губкой.
Возможность последнего определяется сортом бумаги.
Не советую перекрывать готовую акварель дополнительными
«тонкими» прокладками для корректировки тона. Зачастую, кроме помутнения и
грязи, это ничего не даёт.
Корректировка и дополнение «белого», как уже упоминалось в предыдущих
статьях, может быть выполнена выскребанием, срезкой и вымываниемкрасочного слоя кистью.
Не хотелось упоминать о корректировке акварели пастелью, но
такая возможность существует. Можно поставить или усилить цветовой акцент почти
не заметно для зрителя. Для этого, предварительно растёртая на отдельной
бумажке, пастель нужного цвета, втирается пальцем в красочный слой.
Художественная ценность акварелей, выправленных таким
образом, падает в моих глазах в разы и десятки раз.
Некоторый коммерческий интерес они представляют, но про «большое
искусство акварели» говорить не
приходится.
В свете вышесказанного подписывайте работу сразу только
тогда, когда вы уверены в результате и дальнейших переделок не предвидится.
А что делать с листом, если неудачи случились на обеих
сторонах?
Если не считать возможностей его использования в других
техниках, остаётся одно – авторское паспарту.
Это, конечно, частный прием дизайнерского толка.
Как - то я написал два варианта одного сюжета на листах
разного размера. Меньший вышел «средне», а большой случился совсем никчёмным. К
тому же, он был уже «записан» и с другой стороны. Решил поэкспериментировать.
Валиком смыл картинку до «бледного вида», и сделал из него паспарту к меньшему
варианту. В результате тонального сходства и удачных совпадений фрагментов,
работа визуально увеличилась, получив своё«исчезающее продолжение» в паспарту. Оформленная таким образом «рядовая»
акварель, очень быстро сработала коммерчески.
Можно попробовать из фрагментов разных работ создать коллаж...
И, напоследок, в качестве анекдота.
В одном из изданий по акварели,предлагается следующий способ правки
неудачных мест. Под акварель, в необходимом месте, подкладывают лист бумаги
того же сорта. Неудачное место прорезают по контуру макетным ножом вместе с
нижним листом. Получившуюся, таким образом, «заплатку» вставляют на место
вырезанного участка и подклеивают с изнанки тонкой бумагой. На заплатке
дописывают недостающий участоккартины…
По-моему весело!)
Примечание:
Возможность и эффективность перечисленных приёмов зависит от
сорта бумаги.
Иллюстрации:
Кадрирование с помощью полос бумаги.
Обрезка с целью компенсации общего наклона вертикалей (в частности)
Замачивание обратной стороны акварели
Смачивание краёв для полного выпрямления листа. (поверхность подложки предварительно увлажнена)
Доброго здоровья вам, Константин! Никогда в жизни не рисовала и никаких навыков к этому нет, но в результате некоторых обстоятельств в жизни, приобщилась к масленой живописи полтора года назад. В моём возрасте уже не берут учиться никуда, поэтому информацию всю ищу сама. Слава Богу, сейчас есть возможности. Вот совершенно случайно наткнулась на ваши статьи и влюбилась в акварель, хочу научиться и конечно, преследую не коммерческую цель, а надеюсь, что-то приятное исполнить для своих детей и внуков. А для себя просто получить удовольствие от рисования. Спасибо вам огромное!
Интереснейшие статьи у Вас! Спасибо! Почитаю немного и хочется рисовать ). Во времена учёбы мы смывали перетемнённые места кистью с раствором моющего средства для посуды, получалось лучше чем просто водой.
Ответ: "Во времена учёбы мы смывали перетемнённые места кистью с о времена учёбы мы смывали перетемнённые места кистью с раствором моющего средства для посуды, получалось лучше чем просто водой."
Во времена учёбы - о будущем мало задумываются. А хлор, во времени, жрёт бумагу, не задумываясь о временах вашей учёбы.
Болше всего нравятся Ваши ответы на комментарии а насчет статей (и этой в частности) - информация интересная. а еще лучше то, что использовать это не получится "без использования головы", т.е. советы, которые заставляют думать. а не просто "технология создания шедевра по пунктам", как это часто встречается в зарубежной литературе.
Ответ: Верно подмечено) В предисловии к сборнику написал: "Я ни в коей мере не ставил перед собой задачу написать учебник по акварели…", а уж "поваренную книгу" тем более...
Выпускают на "Невской Палитре". Мне попадались форматы А3, А4. Качество было хорошим. А в последний раз по привычке купил не глядя и то и то в 2 экземплярах и сильно пожалел. А4 были на обычной рисовальной бумаге, и плюс ко всему они изменили технологию и стали оставлять непроклеенный угол. Плюс отвратительное качество проклейки. Бумага где отдельными листами, а где всей стопкой отстает от картона, при намачивании выгибается самыми немыслимыми формами... Жалко было выкидывать, я нашел выход. Стал компановать на листе А4 по 2 миниатюры 10х15, так, чтобы оставались незамачиваемые края и скрелять по периметру зажимами "крокодилами". Одна папка уже ушла...
Здравствуйте, Константин! Во всех учебных изданиях по акварели рекомендуется брать бумагу плотностью не ниже 300 г./кв.м. Для меня это влечет ряд трудностей: во-первых - такую бумагу в Нижнем достать непросто (в лучшем случае Fabriano 280 г. или Lana 300г. в склейках А4), во-вторых - немалая цена, особенно в условиях мирового финансового кризиса, и в третьих - количество брака и отвала. Как считаете Вы - надо ли мне и другим начинающим акварелистам всеми силами стараться писать на дорогой плотной бумаге, или для отработки техники и приемов письма возможно пользование более экономичными материалами (при том условии, что удачные опыты "выходят в свет" и могут продаваться)? P.S. Мне из более дешевых сортов бумаги нравятся "Гознак" яичная скорлупа и склейки "Белые ночи" (Lana, 220г. - яичная скорлупа).
Ответ: Работать можно на всём. А когда настанет пора, и станет "тесно" от дешёвой бумаги, думаю, найдутся деньги и на дорогую.
ЛАНА то же стала выпускать "скорлупу"? Лана мне не понравилась совсем, я перестал ею интересоваться, поэтому "скорлупа" от неё, для меня новость.