О КРАСКАХ (акварельных по умолчанию. Общие замечания)
(картинки в тексте кликабельны)
Выбор красок менее значим, чем выбор бумаги, из-за устоявшейся, на сегодняшний день, их «бесхарактерности» благодаря нивелированным (в своём развитии) технологиям. Известный ленинградский акварелист Гавриил Малыш (1907 – 1998), часто пользовался и «отходами производства» - собранной на свалке завода «школьной» акварелью, что не помешало ему создать множество роскошных работ, радующих зрителя и поныне. А вот на хорошую бумагу он денег никогда не жалел*.
Конечно, встречаются уникальные цвета от некоторых производителей, но это не главное. Важен не цвет, а соотношение цветов. А в акварели, более того, определяющим является даже не цвет, а отражённый от бумаги, через «фильтр» пигментного слоя, свет. Поэтому толщина слоя неизбежно привносит разницу оттенка одного и того же цвета краски.
Важный критерий, который может быть предъявлен к акварельным краскам - их светостойкость. «Земли»**, в этом смысле, абсолютные чемпионы. Самый яркий пример тому – «пещерная» охра… Как-то беседовал с директором одного известного петербургского музея, и «узнал», что акварель, по правилам, нельзя экспонировать в открытом виде больше недели. Сразу вспомнились редкие выставки акварелей старых мастеров, с закрытыми плотной тканью витринами... Светостойкость акварельных красок возросла, в общем, настолько, что не стоит экстраполировать устаревшие утверждения на современность. Исключите из своей палитры мало светостойкие краски.
Мелкодисперсность есть основа «акварельности» красок, дарующая прозрачность и ровность красочного слоя. Такие краски весьма плотно «садятся» на бумагу, в отличие от крупнодисперсных, которые смываются с поверхности листа гораздо легче. Лично я предпочитаю обходиться без крупнодисперсных красок, но и не отрицаю их локального использования в целях выявления частных фактур. Необходимо учитывать, что в смесях краски ведут себя по-разному, случается и полная несовместимость. В любом случае, не смешивайте больше трёх красок. Больше трёх – грязь. Компромисс: грязь цвета не заменит, но можно писать и ею. Дело в цельности воплощения…
Существует деление красок на дешёвые «школьные» и, более дорогие, «художественные». Понятно, что в смысле ровности красочного слоя, дисперсности, лессировочных возможностей и светостойкости, «художественные» краски превосходят «школьные». «Многоцветные» красочные наборы – это игрушка для начинающих, а для профессионалов – сувенирная продукция, которая, к тому же, недёшево обходится. После некоторой акварельной практики, вы заметите, что из 24-х (например) цветов, половина окажется невостребованной. У меня сохранилось изрядное количество непочатых кювет и тюбиков, хотя я избавлялся от них самыми разнообразными способами, но выбрасывать никогда не мог. Довольно часто приходилось вынужденно покупать наборы из- за 3 - 4-х цветов. Положение изменилось в лучшую сторону, когда отечественные производители «подвинулись» на штучную продажу.
Это жёлто- зелёная "Нева". Тюбикам лет по десять, а некоторым и больше. Как то у меня скопилось десяток коробок ультрамарина. пока они кому-то понадобились:)
Конечно, «лущить» обёртки кювет из новой коробки доставляет, особенно на первых порах, немалое удовольствие. Бывает, этим и заканчивается интерес к акварели.
Есть три «ипостаси» акварельных красок. Твёрдые (плитки), полутвёрдые (двух консистенций: в кюветах и тюбиках) и жидкие. Я бы предпочёл работать последними, особенно, если бы цвета продавались в розницу. Уж больно муторно вымывать краски из кювет для больших форматов. Случается, что на замесы уходит времени больше, чем на само письмо. С тюбиками проще, но есть проблемы по их цветовому ряду и штучной реализацией. К сожалению, ближайшие производители упорно не желают выпускать жидкую акварель.***
Здравствуйте, Константин. Спасибо за интересные и полезные статьи. Я только начинаю интересоваться акварелью. Скажите, какие краски в тюбиках для Вас основные, без которых не обойтись? Какие краски в тюбиках Вы взяли бы в длительное путешествие? (минимальный набор питерской Невской палитры ) С уважением, Олег.
Наконец-то купила несколько цветов жидких акварельных красок в пузырьках с пипетками. Еще толком не пробовала, но яркость запредельная и почти не смываются. Хочу попробовать скомбинировать с "Белыми ночами".
Относительно японских, пробовал, похожи на АКРИЛ- яркие неестественно! А вот Winsor & Newton - это супер!! Последнее новшество это большие фарфоровые кюветы, просто КАЙФ