Я ни в коей мере не ставил перед собой
задачу написать учебник по акварели…
Истоки акварели восходят к китайской
водяной живописи.
Суть
акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные слои красок.
Техника акварели проста. Надо всего лишь
уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге
одновременно.
Техника
акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки
килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через
соблазны использования белил и иных "химических арсеналов"(акварель не
нуждается в макияже).
Всякий
художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель.
Каждая акварель неповторима: залогом
тому соавторство Воды.
Европейская акварель, как
самостоятельное станковое искусство, сложилась в середине XIX-го века.
Но социально-политические потрясения XX-го века потребовали от всякого
искусства служения назначенным идеалам. К этому никак не могла
приспособиться акварель, органически ориентированная на личностное
восприятие красоты, за что была сослана на задворки. Лишенная
самостоятельного статуса, эта «ни графика - ни живопись», стала пособием для школьников и тренажёром для начинающих живописцев. Историческое
отсутствие в России специальной подготовки акварелистов, привело к
преимуществу «живописных» приёмов в акварели. Акварель воспринималась не
как самостоятельная техника, а как доступный, хотя и специфический,
красочный материал. Тем не менее, живая, текучая акварель, упорно не
вмещалась в отведённые ей рамки, увлекая дальше тех, кому удавалось
снять шоры «классической» школы. Акварелисты объединялись в группы,
проводили специализированные выставки, появились акварельные общества.
Изначально технологичные «китайские» гены акварели и усилия подвижников в
борьбе за чистоту жанра, дали о себе знать. Акварель начала
приобретать свои индивидуальные технологии, свойственные только ей
самой. В результате, не отрицая своего архитектурного, камерного и
классического прошлого, акварель получила значительные расширения,
заметные уже в конце ХХ-го века, и приобрела действительно
самостоятельное значение. Представлявшиеся ограниченными её возможности,
оказались всего лишь дверью, за которой открылись новые горизонты.
Тезис «вторичности» акварели, ожидаемо потерял актуальность в начале
ХХI-го века. Высокотехнологичная, дающая заведомо уникальный продукт,
акварель оказалась в полном соответствии духу времени. Стало интересно
не только, "что сделано", но и "как сделано", быть может и в большей мере.
Акварельные технологии оказались не просто средством, а неотъемлемой
частью самого художественного произведения. В основе этого лежит, помимо
мастерства исполнителя и особое «акварельное видение». Более того,
необходимо теснейшее взаимодействие указанных качеств. Здесь уместно
упомянуть гениального Тёрнера*, который более полутора веков
назад, предвосхитил ныне существующие акварельные технологии в своих
экспериментальных листах.
Остаточные проявления
пренебрежительного отношения к акварели в России, на фоне мирового
«акварельного ренессанса», объясняются накопившимся недостатком
информации и культуры восприятия акварели. В Петербурге, ликвидацией
этих недостатков занимается Санкт-Петербургское общество акварелистов**
В частности, нынешние претензии сводятся к меньшей долговечности по
сравнению с маслом. Это утверждение уже в конце прошлого века стало
анахронизмом, а реалии таковы:
- Масляные и акварельные
краски всегда делались из одних и тех же пигментов (различие только в
связующих веществах). Поэтому утверждение, что аналоги выцветают
по-разному, некорректно, а если говорить об основных красках
профессиональной палитры (охре, сиене и т.п.) является просто ложью. К
тому же, светостойкость красок значительно возросла со времён,
например, Альберта Бенуа***. - Современная
профессиональная акварельная бумага, не желтеет, не становится хрупкой,
не подвержена паразитам, а устойчивость к механическим воздействиям, по некоторым
параметрам, у неё выше, чем у холста. - Акварель не покрывается кракелюрами и не
осыпается.
* Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер(1775
– 1851). Английский художник.
** Императорское общество русских
акварелистов (1896 – 1917). Возрождено в 1997-м году, как
«Санкт-Петербургское общество акварелистов», по инициативе художника Н.
В. Дьяковой и искусствоведа А. Г. Раскина.
*** Альберт Бенуа
(1870 – 1960). Первый председатель Императорского общества русских
акварелистов.
Константин Станиславович! Ваши акварели просто чудо. Мне очень нравится акварель. Я пытаюсь рисовать акварелью. Приобрела массу книг. Но такой нежности, лёгкости, воздушности в рисунках я ни у кого не встречала. Я получила большое удовольствие, просматривая Ваши картины. Желаю Вам успехов!