Акварели Невской
Волны

Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Заметки по акварели [14]
Некоторые замечания об АКВАРЕЛИ и акварельных материалах.
Мой путь в Акварель [9]
Расширенный ответ на часто возникающие вопросы.
Акварель. Создание Артефактов [2]
Пленэрные истории [7]
Описываемые события не выдуманы, а их участники реальны...
Просто истории [32]
Заметки на полях [1]
Много их у меня накопилось, часто спорных, а иногда и противоречащих друг другу...
Рассказы об акварелях [14]
Кот, бегущий краем лужи [11]
микро роман
Мои статьи для книги Sprechende Aquarelle [1]
Башанта [4]
Сборник рассказов, правдивых, и не очень


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
Евгений Кисничан

Лев Каплан





    ArtNow - продажа картин




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-11-21, 3:26 PM
Главная » Статьи » Мои статьи и рассказы » Заметки по акварели

МАНИФЕСТ
©КОНСТАНТИН КУЗЕМА, 2008


____________________________



ЗАМЕТКИ ПО АКВАРЕЛИ
(страница 1)


МАНИФЕСТ
(редакция 2010 года)





Я ни в коей мере не ставил перед собой задачу написать учебник по акварели…


 

Истоки акварели восходят к китайской водяной живописи.


Суть акварели в отражённом бумагой свете, проходящем через прозрачные
слои красок.


Техника акварели проста. Надо всего лишь уметь соотносить количества воды и краски на кисти и бумаге одновременно.


Техника акварели легка: за искусством не видно труда. Путь к этой лёгкости лежит через десятки килограммов изведённых листов (акварель не переносит поправок), через соблазны использования белил и иных "химических арсеналов"(акварель не нуждается в макияже).


Всякий художник может работать акварелью, но не каждый может написать акварель.


Каждая акварель неповторима: залогом тому соавторство Воды.


   Европейская акварель, как самостоятельное станковое искусство, сложилась в середине XIX-го века.  Но социально-политические потрясения XX-го века потребовали от всякого искусства служения назначенным идеалам. К этому никак не могла приспособиться акварель, органически ориентированная на личностное восприятие красоты, за что была сослана на задворки. Лишенная самостоятельного статуса, эта «ни графика - ни живопись», стала пособием для школьников и тренажёром для начинающих живописцев. Историческое отсутствие в России специальной подготовки акварелистов, привело к преимуществу «живописных» приёмов в акварели. Акварель воспринималась не как самостоятельная техника, а как доступный, хотя и специфический, красочный материал. Тем не менее, живая, текучая акварель, упорно не вмещалась в отведённые ей рамки, увлекая дальше тех, кому удавалось снять шоры «классической» школы. Акварелисты объединялись в группы, проводили специализированные выставки, появились акварельные общества. Изначально технологичные «китайские» гены акварели и усилия подвижников в борьбе за чистоту жанра, дали о себе знать. Акварель  начала приобретать свои индивидуальные технологии, свойственные только ей самой. В результате, не отрицая своего архитектурного, камерного и классического прошлого, акварель получила значительные расширения, заметные уже в конце ХХ-го века, и приобрела  действительно самостоятельное значение. Представлявшиеся ограниченными её возможности, оказались всего лишь дверью, за которой открылись новые горизонты.

   Тезис «вторичности» акварели, ожидаемо потерял актуальность в начале ХХI-го века. Высокотехнологичная, дающая заведомо уникальный продукт, акварель оказалась в полном соответствии духу времени. Стало интересно не только, "что сделано", но и "как сделано", быть может и в большей мере.  Акварельные технологии оказались не просто средством, а неотъемлемой частью самого художественного произведения. В основе этого лежит, помимо мастерства исполнителя и особое «акварельное  видение». Более того, необходимо теснейшее взаимодействие указанных качеств. Здесь уместно упомянуть гениального Тёрнера*, который более полутора веков назад, предвосхитил ныне существующие акварельные технологии в своих экспериментальных листах.

   Остаточные проявления пренебрежительного отношения к акварели в России, на фоне мирового «акварельного ренессанса», объясняются накопившимся недостатком информации и культуры восприятия акварели. В Петербурге, ликвидацией этих недостатков занимается Санкт-Петербургское общество акварелистов**


   В частности, нынешние претензии сводятся к меньшей долговечности по сравнению с маслом. Это утверждение уже в конце прошлого века стало анахронизмом, а реалии таковы:

- Масляные и акварельные краски всегда делались из одних и тех же пигментов (различие только в связующих веществах). Поэтому утверждение, что аналоги выцветают по-разному, некорректно, а если говорить об основных красках профессиональной палитры (охре, сиене и т.п.) является просто ложью. К тому же, светостойкость  красок значительно возросла со времён, например, Альберта Бенуа***.

- Современная профессиональная акварельная бумага, не желтеет, не становится хрупкой, не подвержена паразитам, а устойчивость к механическим воздействиям, по некоторым параметрам, у неё выше, чем у холста.

- Акварель не покрывается кракелюрами и не осыпается.


 _____________________________________________ Продолжение: " О БУМАГЕ (общие замечания) "...

* Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер(1775 – 1851). Английский художник.

**
Императорское общество русских акварелистов (1896 – 1917). Возрождено в 1997-м году,  как «Санкт-Петербургское общество акварелистов», по инициативе художника Н. В. Дьяковой и искусствоведа А. Г. Раскина.

***
  Альберт Бенуа (1870 – 1960). Первый председатель Императорского общества русских акварелистов.




Источник: http://kuzema.my1.ru/
Категория: Заметки по акварели | Добавил: kuzema (2010-02-05) | Автор: Кузема Константин Станиславович
Просмотров: 14209 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
2 BadiHoly  
0
Эх, и долог этот путь, о котором Вы говорите. Второй год потраченные килограммы бумаги мало к чему приводят. Но. Не сдаемся. Продолжаем.

1 Людмила  
0
Константин Станиславович! Ваши акварели просто чудо. Мне очень нравится акварель. Я пытаюсь рисовать акварелью. Приобрела массу книг. Но такой нежности, лёгкости, воздушности в рисунках я ни у кого не встречала. Я получила большое удовольствие, просматривая Ваши картины. Желаю Вам успехов!


Имя *:
Email *:
Код *: