Бумага в акварели не только «носитель» красок, но и активный участник,
определяющий белый цвет, и формирующий свет в акварели.
Конечно, у
каждого состоявшегося акварелиста есть свои пристрастия в вопросе выбора
бумаги, исторически сложившиеся и связанные с особенностями личной
манеры письма. Мне довелось работать на многих разновидностях бумаги
и, смею уверить, что удачно подобранный по отношению к замыслу лист
способствует успеху.
1. Общеизвестно, что акварель
после высыхания тускнеет, что напрямую связано с бумагой, которая,
«подсаживает» цвет, бывает и до 20% изначальной яркости. Это
определяется как составом бумаги, так и размером её фактуры, которая
дополнительно «рассеивает» отраженный свет. Существует глубокая вера в
то, что лучшие сорта бумаги - это хлопок 100%, и я сторонник её. Однако,
именно чистый хлопок и «сажает» цвет всего больше. Приходится брать
поправку при замесах и наборе краски на кисть («плюсовать цвет» в
расчёте на его дальнейшее потускнение) Полусинтетическая и
синтетическая бумага сохраняют яркость красок гораздо сильнее, и
акварель можно просто «зажарить» по цвету.
2. Одни и
те же приёмы письма могут влечь за собой различные последствия в
зависимости от выбора бумаги. Например, способы и успешность снятия
наложенного красочного слоя, напрямую зависят от сорта бумаги.
3. Характер фактуры листа определяет форму мазка кисти. Степень
прозрачности красочного слоя, форма края «краска-белое» и особенности
растекания красочного пятна, отличны для разных сортов бумаги. На
одном, к примеру, лучше получается пушистость кошек, а на другом –
строгость архитектурной линии.
4. Степень «белизны»
бумаги, и работа на тонированных сортах, изменяет цвето-световые
соотношения акварели, что можно использовать в положительном смысле.
Например, темы снежного солнечного дня и вечера с неяркими световыми
переходами, могут быть успешнее реализованы на разных листах, соответствующих темам по тональности.
Конечно, можно писать на любой бумаге, от
туалетной до глянцевой, если это работает на замысел. Бумагу можно
изготовить и в домашних условиях, крупнофактурную, с локальными
рельефами и необычными краями. Такие частные решения тяготеют к
декоративизму и необычным эффектам. Случается, что за этим прячут свою
акварельную пустоту, или просто неумение.
Однако,
эксперименты необходимы для движения. Чем больше вы будете знать и
понимать свойства различных бумаг, тем легче вам будет прогнозировать
ход работы, что, в конечном итоге, определит ваше мастерство
акварелиста.
Понятно, что выбор бумаги определяется
финансовыми возможностями не в последнюю очередь. При профессиональных
занятиях акварелью, необходимо выбирать специализированную
качественную, кислотно-нейтральную бумагу, которая не меняет своих
свойств во времени и допустимых контактах с окружающей средой. Такая
бумага недёшева, а её цена зависит от весовых характеристик*
Каждый
сорт требует привыкания и опыта использования, поэтому, ваши достижения
на одних сортах не переносятся автоматически на другие. Переход от
одного сорта к другому, пусть даже опробованному ранее, то же задача.
Так что экономить «хорошую» бумагу для «шедевра» - путь
бесперспективный. Без воды плавать не научишься.
Не советую
«клиниться» на одной, «найденной под себя», бумаге. Нужно иметь в
«арсенале» несколько методически освоенных сортов, различных по фактуре,
степени белизны и рыхлости поверхности. Это позволит вам точнее
решать целый комплекс конкретных задач как художественного, так и
технического плана. Следует учитывать, что у сторон листа то же разные
характеристики, иногда очень отличающиеся друг от друга.
Бумагу нужно «почувствовать». Возьмите лист за края, посмотрите на
него и встряхните. Тональность звука дополнит ваши визуальные и
тактильные ощущения параметров листа. Бумага должна доставлять
акварелисту эстетическое удовольствие- это закон, который, если честно,
обходится дорого.
Внимание!:
- Разные сорта
бумаги по-разному передают яркость и тон цвета, поэтому пробные мазки
делайте на такой же бумаге, что и рабочий лист.
- Некоторые
характеристики листа заметно меняются в зависимости от предлагаемой
производителем "весовой" линейки в пределах сорта.
- Разные
партии бумаги, от некоторых производителей, бывают отличны по свойствам.
Поэтому, покупая знакомую марку, будьте готовы к сюрпризам.
- Старайтесь не писать сразу на только что купленной бумаге, особенно
«машинной» выделки. Дайте ей полежать недельку.
- Использование
случайной или «специализированной» дешёвой бумаги, не только снижает качество акварельной живописи, но и ставит под вопрос
существование ваших работ в первозданном виде даже на относительно
небольшом отрезке времени.
Замечательная статья! Столько интересного и полезного! Я фанатка акварельной бумаги Недавно попробовала Canson Arches, и мне показалось что она очень сильно сажает цвет, например по сравнению с Canson Montval. Пытаюсь приспособиться А еще пробовала интересную бумагу ручной работы, Lanaquarelle GRAIN TORCHON, так к ней вообще нельзя даже слегка прикоснуться стеркой: при нанесении краски проявляются дефекты. И размытию она совершенно не поддается. Но все равно очень понравилось с ней работать. Каждый сорт хорош по-своему После прочтения этой статьи обязательно восполню огромный пробел - ни разу не замачивала бумагу.