Акварели Невской
Волны

Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Заметки по акварели [14]
Некоторые замечания об АКВАРЕЛИ и акварельных материалах.
Мой путь в Акварель [9]
Расширенный ответ на часто возникающие вопросы.
Акварель. Создание Артефактов [2]
Пленэрные истории [7]
Описываемые события не выдуманы, а их участники реальны...
Просто истории [32]
Заметки на полях [1]
Много их у меня накопилось, часто спорных, а иногда и противоречащих друг другу...
Рассказы об акварелях [14]
Кот, бегущий краем лужи [11]
микро роман
Мои статьи для книги Sprechende Aquarelle [1]
Башанта [4]
Сборник рассказов, правдивых, и не очень


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
Евгений Кисничан

Лев Каплан





    ArtNow - продажа картин




Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-11-21, 5:21 PM
Главная » Статьи » Мои статьи и рассказы » Акварель. Создание Артефактов

Акварель. Создание артефактов. (часть 2)

©КОНСТАНТИН КУЗЕМА, 2012


Акварель. Создание артефактов.

(Часть 2)
__

Философы-структуралисты различают понятия артефакта и произведения искусства. В этом случае артефакт — "внешний символ эстетического объекта" и его смысл может проявляться по-разному в зависимости от контекста данной культуры *

___

Сэссю. «Пейзаж в стиле хабоку»**, ок. 1481


 
Сначала картина представляется удивительно гармоничной абстракцией.***  Потом возникает образ искривлённого дерева и куста у подножья, раскачиваемых ветром.
И вдруг  картина трансформируется в увлекающий пейзаж. На дальнем плане – высокие горы в низком тумане. Скалистый берег с рощей на вершине. Шумит водопад. К скалам жмётся маленькая деревушка, видны крыши, заборчик и сухое наклонившееся дерево. На реке раскачивается лодка, два рыбака вытягивают сети…

Не вызывает сомнений, что это, как минимум – произведение искусства. Впрочем, уже на этом этапе оценки возникает устойчивый привкус артефакта – трансформация восприятия. Восприятие не является мгновенным узнаванием – это целый процесс, который может даже осложняться  слуховыми и  обонятельными галлюцинациями, а иногда и температурными.

 

Наглядно видна экстремальная (артефактная) методика исполнения. Проскальзывание кисти в сочетании с сырой техникой. Движение воды соавторствует движению кисти.  Статичная, по сути, конечная форма представления (лист бумаги с высохшей краской), осязаемо передаёт скорость хода, нажим, и удары кисти. По применяемым методам, и методике исполнения – артефакт налицо.

Попробуем выяснить, каким таким макаром эти кляксы воспринимаются произведением искусства и, тем более, артефактом. Посмотрим на картину более отстранённо. Методика исполнения явно подчиняет себе первичный образ, создавая нечто отличное от реальности, но несущее её ощущение. Вот где собака зарыта! Художник, с помощью артефактных акварельных методов создал «внешний символ эстетического объекта», то есть артефакт.

___
Артефакт в общефилософском смысле — результат (продукт) следования определенному методу, и потому своей структурой артефакт выражает сущность этого метода.
___


Теперь разберёмся со степенью копируемости представленной работы. Поскольку создание численных методов её определения представляется затруднительным, возможно опираться только на субъективные ощущения и практику.
Строго говоря, степень копируемости данной картины не самая низкая. Наличие разделённых цветовых пятен и мазков, присутствие сухих мазков. Однако, основные связанные по исполнению формообразующие мазки, вряд ли могут быть воспроизведены с заданной точностью в методике оригинала. А ведь именно они базово формируют картину.
Добавлю, внутреннее совершенство картины таково, что косвенная копия может быть только пародией.

Приведу пример акварели с минимальной степенью копируемости.
Анри Мишо. «Без названия». 1970


 
Думаю, особых пояснений по степени копируемости, не требуется. Замечу лишь, что какого либо узнаваемого, расшифровываемого образа, ключа к пониманию – здесь нет. Это обстоятельство ставит крест даже на косвенном копировании картины.

Является ли эта картина артефактом? Полагаю, что да, причём в полной мере. Автор запечатлел и передал свои переживания по скрытому от нас поводу. При взгляде на картину, неизбежны ассоциации, которые могут породить в зрителе узнаваемый образ. Внешний символ эстетического объекта – налицо.

Замечу, что картины–артефакты, зачастую внешне «тяготеют» к абстракции, хотя и не являются таковой по сути. О чём мы ещё поговорим в своё время.
_____________________________
Примечания:

*Возможно, термин «культура», в контексте, надо трактовать расширительно. «Национальная культура», «общая культура личности», «культура восприятия»…

**У меня было ощущение оцепенения, которое, может быть, пришло не сразу. Эта работа Сэссю известна мне давно, и всегда нравилась. В процессе накопления акварельного опыта и увеличения  общей «насмотренности», отношения с ней ширились. Если раньше я был способен только восторгаться, а позже – в бессилии ломать руки, то сейчас она плавно перетекает в меня, добавляя мне уверенности в своих силах. Понятно, что  мои ощущения субъективны. Тем более, что я смотрю как акварелист, и мягко говоря – не начинающий.

***Возможно, только для европеизированного восприятия.

____________________________Продолжение следует…



Источник: http://kuzema.my1.ru
Категория: Акварель. Создание Артефактов | Добавил: kuzema (2013-01-10) | Автор: Кузема Константин Станиславович
Просмотров: 5903 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Svetlaya  
0
На последней я четко вижу тигра.


Имя *:
Email *:
Код *: