Недели три тому, давал интервью.
Публикации оного не последовало, но остался текст.
Права на интервью, по закону, в равной мере принадлежат обеим сторонам.
Поэтому, публикация здесь, с моей стороны, уж точно не является преступлением
________ Вопрос 1:
Константин, какие перспективы у акварели, как техники. Насколько изменилось отношение к ней за последние годы? Последнее столетие?
Ответ:
У акварели - как изобразительной техники, в России перспективы туманны, впрочем, как и сама акварель.
С одной стороны, акварельная техника имеет относительно давнее происхождение и считается «традиционной». Поэтому, ожидать сколь либо значимой поддержки, по сравнению с «актуальным искусством» - не приходится.
С другой стороны – существует исторически обоснованное мнение, что акварельные технологии дают «неполноценный продукт» в общекультурном и материальном значениях. Так что и со стороны потенциальных потребителей, акварелистам трудно ожидать адекватных инвестиций.
Подобная ситуация, естественно не способствуют желанию молодых художников стать акварелистами.
Нарастающая феминизация акварельного искусства, обусловленная социально- экономическими условиями, несёт в себе опасность выхолащивания прогрессорского направления в акварели.
В свете всего вышесказанного, мировой «ренессанс акварели», который наметился уже в конце прошлого века, обернулся в России, большей частью, ростом популярности акварельной техники в домашнем творчестве.
Появившиеся в стране Акварельные общества, явились необходимым, но недостаточным условием для повышения статуса акварели в системе культурных и материальных ценностей.
Однако, за последние сто лет, и, особенно за последние годы, акварельная техника получила мощные апгрейды, как по акварельным методикам от авторов, так и акварельным материалам от производителей, что даёт надежду на выживание этого вида изобразительного искусства.
Дело остаётся за просветителями и меценатами. Если таковых не случится, то сохранение и
развитие акварельной техники вновь ляжет на плечи отдельных мастеров-фанатиков, которые, надеюсь, в России не переведутся и в будущем.
______________________________
Вопрос 2:
Есть ли отличие в требованиях, предъявляемым профессиональными Акварельными обществами к акварельным работам, экспонируемым на выставках в России и в других странах?
Ответ:
Думаю, других критериев, кроме критерия качества - нет. Однако, есть различия в пониманиях качества в акварели.
______________________________
Вопрос3:
Ваше отношение к резерважу?
Ответ:
Речь идёт о Маскинфлюиде и прочих костылях?
Всё равно, что красить по трафарету
Состоявшемуся акварелисту эта «химия» без надобности, а начинающему – просто вредна.
_______________________________
Вопрос 4:
Как происходило развитие акварели в самостоятельную технику живописи?
Ответ:
Становление акварели, как действительно самостоятельной техники, началось с отказа от использования белил и карандашного рисунка.
Акварельные технологии до этого времени, зачастую, подменялись готовыми решениями из других техник.
________________________________
Вопрос 5:
Где, по-Вашему, наиболее сильные традиции акварели?
Ответ:
Затрудняюсь ответить. Если вопрос несёт исторический характер - то в Китае и Англии.
________________________________
Вопрос 6:
Вы активно участвовали в работе Санкт-Петербургского общества акварелистов. Расскажите, какие задачи ставит перед собой общество? Насколько тесно оно взаимодействует с акварелистами из других стран?
Ответ:
Цитирую Устав:
«Главной задачей общества является объединение профессиональных художников-акварелистов с целью сохранения петербуржской школы акварели, а так же развитие международного сотрудничества в области акварели»
Исторически сложилось, что наиболее тесные связи у нас с Мексиканским обществом акварелистов. В наших международных бьеннале принимают участие акварелисты из Белоруссии, Украины, Мексики, Гватемалы, Бразилии, Израиля, Англии, Китая, Швеции, Латвии, Эстонии…
Создание музея акварели в Петербурге – так же приоритет для нас, однако, больше похожий на мечту. Понятно, что дело стоит не за контентом, а за помещением.
__________________________________
Вопрос 7:
Как Вы относитесь к формальным и абстрактным поискам в технике акварели?
Ответ:
Положительно. Если, конечно, это действительно поиски, а не попытки спрятать от себя же своё неумение и(или) свою бездарность, за счёт акварельных случайностей.
__________________________________
Вопрос 8: Каковы Ваши цветовые приоритеты в акварели?
Ответ:
В смысле красок – больше всего люблю охру.
В смысле общей гаммы – дихромы с охрой + белое (бумага)
___________________________________
Вопрос 9:
Ваше видение: что есть акварель – живопись или графика?
Ответ:
В прошлом веке этот вопрос решался элементарно:
«Где бумага – там и графика»
Однако дуализм акварели замолчать невозможно. Она несёт в себе признаки и живописи и графики. Она может быть и живописью и графикой, в зависимости от поставленных художником задач.
Но Акварель может быть и сама собой, я это точно знаю.
Думаю пора признать, что Акварель - это самостоятельная техника.
___________________________________
Вопрос 10:
Есть ли отличие в Московской и Питерской Школе акварели? Имеется ли некое противостояние, на Ваш взгляд?
Ответ:
Я бы предпочёл не говорить о школах. Петербургская школа акварели - поэтический вымысел. Невозможно говорить о единой школе при таком достаточном разнообразии акварельных методик и акварельного видения, которые имеют место в Петербурге.
С другой стороны, есть подозрение, что Школа Андрияки - то же не вся Москва
Наличие «противостояния» - местечковый вымысел «культурной столицы». В Москве об этом «противостоянии» даже не догадываются
___________________________________
Вопрос 11:
Что бы Вы посоветовали смотреть тем, кто желает освоить технику акварели? Что вдохновляет лично Вас?
Ответ:
Сеть бутиков «Кузема-Акварель», рекламировать не буду
А смотреть надо всё. «Насмотренность» - есть необходимое условие развития.
Что до меня, то самое большое ускорение я получил, в своё время, от просмотра акварели Тёрнера «Ярмутский рейд».
_____
Вопросы задавал Константин Стерхов.