"Если бы я писал не акварелью.
А писал бы нормально, маслом, темперой, акрилом каким нибудь (надо кстати попробовать).
Вообще пользовался бы какой-то техникой, которая не привязывает к листу (рабочему полю) неотрывно.
Которая позволяет размышлять в ходе работы, смотреть издалека, смотреть с утра, смотреть отдохнувшим глазом.
Которая позволяет откладывать работу надолго. Возвращаться к работе, счистив все не понравившееся.
А писал бы я тогда что? Вот и вопрос к коллегам-авторам:
А для вас техника исполнения что?
Инструмент или поле для состязания с материалом?
...ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ возможности масляной (и подобной ей) живописи выше, чем акварели, а шире - чем живописи водорастворимыми красками (тушь и пр.).
В этом меня убеждает многое, перечислять долго (история искусства, техника и технология живописи и пр.)
Подчеркну, что речь о ПЛАНОМЕРНО, по ЗАМЫСЛУ достигаемой изобразительности. Импровизации не в счет.
Акварель (тушь и т.п.) часто приобретает ОСОБУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, достигаемую через показ способа нанесения краски, управления ее движением по поверхности.
ДИАПАЗОН КОНТРАСТА акварели, как тонального, так и цветового, неизбежно Уже (см. любое издание по технике и технологии живописи).
Стало быть ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ возможности акварели скромнее.
НО! Процесс акварельной живописи тесно связан с временем. Временем начала и окончания работы, высыхания бумаги и краски и т. д.
Он, как правило, НЕОБРАТИМ. Подчистки и смывание красочного слоя не в счет. Ну, это банальности, которые все знают.
Для меня этот процесс всегда имеет оттенок игры или СОСТЯЗАНИЯ. Иногда самый простой сюжет написать неимоверно сложно и УДАЧА достигнутой ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ, перекрывает многое другое. Аналогий можно найти много - спортивных, например. Только нет риска рукам, ногам, голове. Но потерпеть поражение легче легкого. Адреналин.
Отсюда и был мой вопрос к себе самому. Что бы я писал...
Если в работе самое простое не превращалось бы в состязание...
В масляной живописи разработано так многое. Что не затронуто? Конечно, дать возможность зрителю увидеть что угодно "глазами" автора - это задача.
Так что, мысль, поначалу показавшаяся мне смешной донельзя - "Если бы я писал не акварелью... А писал бы я тогда что?" - не так смешна, как мне кажется теперь.
Много лет назад я общался с человеком, достойным большого уважения. Непростая профессия, интересные повороты судьбы...
Военное прошлое, суровый характер и при этом какая-то юношеская тяга к игре. Было интересно.
По случаю, заехал к нему с папкой своих работ - вез их на выставку. И с приглашением посетить открытие.
"Нет, говорит, спасибо конечно, очень приятно, но не приду..." Мол, не мой формат и т.д.
И задает вопрос - "А как ты пишешь?" Человек от изобразительного искусства далек, как небо от земли. Не очень понятно, что именно его интересует. Уточнил.
Оказывается, интересует его, как мастера единоборств, что чувствует человек в процессе работы.
Как видит, широко или "узко", думает ли осознанно о чем-то,следит ли за тем, что его окружает.
Рассказываю. Ну не про краски, конечно. Слушает.
Переспрашиваю - понятно ли излагаю?
Понятно, отвечает. Это спарринг."
Сергей Темерев. ( http://sergestus.livejournal.com/ )
______