©Елена БАЗАНОВА, 2008
______________________________________________________________________________________________________________
СТИХИЯ ВОДЫ И КРАСКИ (часть 5)
(в начало)
(к предыдущей части)
...Для иллюстрации вышесказанного воспользуюсь
фотографиями и фрагментами описания процесса создания «Натюрморта с тыквами»
(53х73см, бумага, акварель, 2005).
Илл.2.
Живопись фона.
Итак, когда бумага сверху стала сухой, натянута
ровно, без бугорков воздуха, и имеет хорошую степень увлажнения снизу, я
перехожу к ответственному моменту. Увлажняю слегка тонированной водой
поверхность темного фона. Использую кисти разного размера, стараюсь не нарушить
контуры зеленого побега тыквы, потому что фон должен быть контрастно-темным, а
«выбирать» глубокий темный цвет, чтобы писать светлые детали, может быть очень
сложно, не всякая бумага легко «отдает» тон и цвет.
Теперь, помня обо всем, что необходимо для
достижения нужного результата (о цвете, тоне, фактуре), пишу темный фон
по-мокрому в пределах сделанной водной заливки.
Сначала я вливаю нужный цвет, позволяю
краске красиво растечься. Важно при этом контролировать количество краски и
воды, чтобы добиться необходимого тона и насыщенности. Очень важная задача:
взять в полную силу и в один прием тень рядом с золотым боком тыквы, только
тогда может появиться «дышащая» глубина тени.
Я «заложила» серый фон и теперь, чтобы
ускорить процесс работы, подсушиваю живопись феном, но не до полного высыхания.
Еще раз проверяю самые тонкие детали тонкой
кистью, выявляя характерные линии и касания.
Илл.3.
Списывание границ.
Необходимый этап: когда серый фон еще
немного влажен, я «списываю» касания в тенях. Широкой кистью я увлажняю
незакрытую цветом бумагу, позволяя краске из фона затечь, слиться с соседним
пятном. Так достигается мягкость контуров, как в живописи по-мокрому. При этом
я начинаю живопись цветом, так краска смешивается уже на листе, а не на
палитре. Втекание фона в тень предмета – это хорошая основа для цветовых
лессировок при дальнейшей живописи, когда достигается оптическое смешение цвета
путем перекрывания одного живописного слоя другим.
Еще один эффект необходимо сделать по почти
сухому фону. Мокрой тонкой кистью, практически без цвета, просто водой, наношу
текстуру дерева. Вода, вытесняя краску, делает красивые мягкие эффекты. Так пишу
свет и фактуры.
Первый
сеанс живописи
Первый
сеанс всегда очень напряженный, он может длиться восемь часов почти без
перерыва и от его результата зависит дальнейшая судьба работы. Очень важно не
сделать ничего лишнего, так как любые исправления могут негативно повлиять на
качество работы (это зависит и от возможностей бумаги).
Также
очень важно взять нужную силу тона сразу, т.к. работать по уже написанному фрагменту
надо крайне осторожно, можно утратить качество живописи.
Пока не
произошло высыхание «живописного теста», его можно «месить», достигая нужного
результата по возможности в один прием.
Сохраняя естественность и непринужденность в
касаниях, держим под контролем рисунок. Это непростая задача, даже при наличии
достаточного терпения и такта: приходится работать с некоторым напряжением,
чтобы движения кисти были точны.
Необходимость
работать над деталями в акварели создает для художника много технических
трудностей. Здесь играет свою роль все: большой формат листа бумаги,
горизонтальное положение рабочей поверхности, необходимость работать «на
вытянутой руке», сырая поверхность живописи, которую нельзя потревожить, чтобы
не нарушить результат работы.
Чтобы
решить некоторые из технических проблем, художники пользуются муштабелем,
длинной ровной тростью с зацепом на конце для опоры на край работы, или
постановкой руки на мизинец (Илл.4).
Точечная опора на мизинец, по возможности, на сухую поверхность, дает
устойчивость руке во время работы, а кисть с длинным черенком дает возможность
работать с деталями на большом расстоянии.
Второй
сеанс – продолжение работы
Следующий
шаг, продолжение работы, может быть сложнее первого. И эта сложность
заключается в том, что нужно сделать почти невозможное: «войти в реку во второй
раз». Ничего не испортить, не загубить очень сложно, нужно иметь ясное
представление о том, как вести работу далее. Боязнь испортить собственный
«шедевр» не позволяет очень многим начинающим, и даже обучающимся в вузах
студентам, довести удачное начало до логического завершения. Опыт, смелость или
даже дерзость профессионала позволяют критически воспринимать свое творение и
выстраивать стратегию работы над ним. Очень важно, не утратив прелести акварели
и ее очарования, сохранить эмоциональный заряд в процессе многосеансовой
работы, иначе ваша акварель получится техничной, но при этом слишком «холодной».
Итак, перед
началом следующего сеанса необходимо снова подготовить бумагу к работе. Чтобы
увлажнить лист с живописью, нужно смочить водой с помощью губки или широкой
кисти только его обратную сторону, намочить ткань на пластике и снова положить
лист на мокрую ткань. Затем надо немного подождать, пока бумага равномерно
напитается водой. В это время, чтобы расширение бумаги не деформировало лист и
не создавало бугристого рельефа, надо приподнимать и слегка оттягивать края
бумаги, затем снова возвращая их на мокрую ткань. Легко поглаживая рукой лист с
живописью, стараемся «выгнать» из-под него пузырьки воздуха, обеспечивая
плотное прилегание бумаги к рабочей плоскости.
Однако
может понадобиться полное увлажнение листа с живописью. Тогда для этого в
буквальном смысле надо устроить душ, полив холодной водой сначала живописную
сторону листа и, затем, тыльную сторону. Можно также «искупать» лист, полностью
опустив его в воду на несколько секунд. Устроить купание иным образом позволяет
другой способ: сначала увлажняется тыльная сторона, и бумага укладывается на
планшет с мокрой тканью, а затем быстро и равномерно поливается водой из банки.
Важно делать любую из этих процедур быстро и как можно более равномерно. После
этого снова появляется возможность вести живопись по-мокрому, объединяя те или
иные фрагменты изображения. Замечу, что при таком способе увлажнения листа с
живописью некоторые детали смягчаются сами под действием воды. Не следует
бояться, что во время этих процедур ваша живопись «утечет» или «расплывется».
Если вы использовали рекомендованные материалы, то подобный риск минимален.
Только при этом надо учитывать один фактор: могут подняться и расползтись густо
положенные корпусные краски и некоторые красные, например, кармин. За их
поведением надо следить и отжатой кистью корректировать нежелательные выходы
цвета.
После
всех проведенных операций мы снова имеем различные возможности по органичному
вхождению в живопись и комбинированию разных технических приемов работы
по-мокрому и по-сухому.
С
помощью широких кистей можно увлажнять отдельные фрагменты живописи, но только
в том случае, когда живописный слой полностью высох. Это делается легким,
быстрым движением. И снова можно писать по-мокрому.
Натягивание
бумаги в конце работы по-мокрому
После
решения основных задач живописи по-мокрому, фиксируем бумагу на пластике с
помощью бумажной клеящей ленты. Ненадежные участки закрепляем зажимами.
Аккуратно фиксируем ленту теплым воздухом с помощью фена, контролируя
равномерность высыхания и натяжение листа бумаги.
Илл.5. Натягивание бумаги с помощью бумажной
клеящей ленты.
Важно следить
за натяжением углов, чтобы лист не покоробился.
Но если
натяжка бумаги не получилась хорошо сразу, то можно еще раз попробовать это
сделать, для чего надо аккуратно удалить ленту, снова увлажнить тыльную сторону
и натянуть лист. При таком способе удается сохранять живой край листа, который
бывает очень красивым в бумагах ручного литья.
Некоторые
виды бумаг срываются с клеящей ленты. Но всегда есть более надежный способ:
лист с живописью можно приклеить на деревянный планшет с помощью клея ПВА (см.
описание подготовки планшета к живописи по-сухому)...
(продолжение)