Самурай движется сквозь камыши
Существует такое понятие – «джазовый стандарт». Обычно, это часть общеизвестного джазового репертуара, которую не играл только ленивый. Английское определение его «evergreen» (вечнозелёный) – вполне характеризует его непреходящую актуальность. В изобразительном искусстве, так же существуют подобные «вечнозелёные» стандарты, которые так привлекают молодых художников. Не избежал этой участи и я, в данном случае – с темой камышей, к которой обращался неоднократно.
Наверное, первый опыт случился после прогулки «ленинским местам», в Разливе. Опыт имел масштаб А0 (первая моя акварель подобного размера). Впечатления были настолько свежи, что не успели скукожиться до меньшего формата. Работал на «перестроечном» чертёжном гознаке, ввиду отсутствия приличной бумаги.
60х70, 1997
Шорох камышей не давал мне покоя и позже. Следующая картинка так же пыталась быть реалистичной, но, с отголоском "прирастания" чего-то нового, ранее скрытого за реализмом изображения. Отчасти потому, что я использовал весьма крупнофактурную бумагу ANTIQUE, блоком которой я разжился случайно.
В начале 2000-х, когда меня, едва ли не полностью поглотил оголтелый формализм, я вернулся теме. «Камыши» 2004-го года, выполнил свободным мазком. Акварель была рассчитана в полный империал, но впоследствии, кадрирована в сторону панорамности. Не смотря продуманную технику исполнения, работа получилась излишне эскизной.
акварель, 40х76. 2004
В том же году, я написал ещё одну акварель, в которой оформилась моя направленность к «скрытому» образу, происходящая из зарождающейся нелюбви к «открытым текстам». Название «Самурай, движущийся сквозь камыши» пришло само собой, во время работы над картиной. Возможно, повлияло и то, что накануне я посмотрел любимый мною фильм Курасавы "Семь самураев. Когда писал эту акварель, я чувствовал себя Кюдзо1, и ощущал, как ножны моего грозного меча задевают стебли камышей. Сформулированная задача, была как минимум, вынести героя за пределы картины, и, если получится, отождествить с самим зрителем.
Самурай, движущийся сквозь камыши. 56х76, 2004
Не все согласились с таким названием, и шуток по этому поводу, было много. В книге отзывов кто-то написал: «Смотрели, камыши видели, а самурая не нашли». Но мне было без разницы, что это: камыш, тростник, рогоз и осока. По факту, всё один и тот же художественный образ. Тем не менее, картина была приобретена некой организацией.
На этом, страсти по камышам не закончились. Из всех последующих опусов, возможно вспомнить «Утиную охоту» от 2012-го года. Внешне она достаточно реалистична, и главная фишка кроется в техническом исполнении самих камышей косыми синтетическими кистями разных размеров. А название предложил Володя Румянцев2, которое мне показалось гораздо глубже, чем просто «Сестрорецкий разлив», и совпадало с культовой пьесой 60-тых Александра Вамилова. Писал эту акварель в уверенности, что такой мрачняк, всё одно никто не купит, потому как считается, что камыши – символ смерти. Не смотря на это, картина была востребована ещё до выставки, и совсем не похоронным бюро.
Утиная охота. Бумага, акварель, 51х76
2012
Фрагмент
«И вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши»
(Константин Бальмонт)
Было у меня ещё несколько акварелей с камышами, пусть и не в главной роли. Но, каждый раз, для их изображения, требовалось новое техническое решение.
Ветренно (Череменецкое озеро). бум., акв, 66х56, 2008 - 2014
Череменецкое озеро. Погода испортилась.
бумага, акварель, 56х76. 2010
________________________________________________
1Кюдзо – один из семи самураев, мастер меча.
2Владимир Румянцев – художник-график, акварелист. Годы жизни 1957-2019. |