«Детали машин» (2016 – 2018 гг.)
В 2015-м году, со мной связались представители корпорации, занимающейся производством авиационных и ракетных двигателей. Они приобрели несколько работ с самолётами, для вип-подарков. Однако их основной интерес простирался несколько дальше:
- А сможешь сделать, что ни будь совсем-совсем наше?
И наслали мне фоток со всех своих заводов нашей необъятной родины. Сказал, что подумаю. Поначалу, такая задача меня не особо заинтересовала, тем более что «на заказ» я работаю крайне редко. Посмотрел на «моторчики» нагишом, без капотов. Сотни трубочек, гаечек, винтиков, турбинных лопаток, и прочего малопонятного железа. «В лоб», делать совсем не хотелось, долго и скучно. А что если взять их фрагментарно? Инженерная логика вполне заменит художественную композицию. Так сказать, подобие абстракции для неискушённого зрителя. И я решил сначала «постелить абстрактную скатерть», руководствуясь более спонтанностью, чем адекватностью возможного будущего изображения. Потом, всю эту акварельную чушь украсил поверх, отдельно взятыми «ништяками», узнаваемыми для специалистов. Найденный ход оказался эффектным. Активный абстрактный фон успешно объединил лист, добавляя ещё и иллюзию движения. Такой подход я отчётливо «нарыл» при работе над серией «Петербург – Петроград – Ленинград». Правда, там был монохром, и я не использовал вымывание кистью, которое здесь пришлось весьма кстати для прокладки многочисленных трубочек.
Во время работы, как-то само по себе пришло название, поразившее меня своей, с одной стороны, иронией, с другой – глубиной и неоднозначностью: «Скрепы механической веры». Горловины фланцев, похожих на нимбы прячущихся по углам святых, и стяжки трубочек навевали определённые ассоциации.
Скрепы механической веры. акварель, 56х76. 2016. Корпоративная коллекция
Результат превзошёл ожидания, и первые картинки ушли «на бис». Надо сказать, что я несколько боялся целевой аудитории, а то начнут ещё заклепки считать. Однако расчёт оказался верным – психоделический цвет, и абстрактная картинность отметала вопросы о «правде жизни» даже у специалистов. Бинго! И я задумался о создании целой серии, уже независимо от заказчика.
Следующая работа велась по той же схеме. Я даже не скрывал случайные красочные фракталы обратной стороны листа, оставшиеся от «лицевой» неудачной акварели, которые походили на патину, или вообще – на ржавчину (всякое лыко в строку!). Картину назвал «Второе причастие агностика». Подумалось, что вся серия будет нести некое философско-религиозное содержание с оттенком антиклерикализма. Из чего выросли ещё две акварели: «Акафист на страстную седьмицу» и «Воскресная проповедь в маленькой сельской церкви».
Воскресная проповедь в маленькой сельской церкви. акварель, 50х72, 2017
Однако фантазия пошла дальше наметившейся колеи, появились другие, как псевдо научные, так и около исторические названия. К примеру: «Сравнительный анализ многоголосых паралитургических форм» и «Боевые шофары и их тактическое применение израильтянами при осаде Иерихона». Названия возникали от сочетания форм и цвета. Например, в ракетном двигателе увидел самовар с бубликами, и раскрашенного слона одновременно. Так получилась акварель «Чаепитие с Ганешей». На другой картине ротор турбины, фронтально выглядывающий из-под края листа, отчётливо напомнил мне известную латинскую идиому «Deus ex machina», хотя и с вариативным смыслом. Отчего эта акварель получила название «Бог из машины».
Чаепитие с Ганешей.акварель, 56х76. 2017
Отчасти из хулиганских побуждений, шесть работ серии я выставил на международном биеннале «Мастера акварели 2018» (СПб., Россия), огорчив своих поклонников городского пейзажа. В общем, определённый резонанс был, в основном, из-за названий. Если, конечно, кто-нибудь начинал их читать.
В этой серии есть отдельно стоящая работа «Мужские игры в несвежей воде», возможно, ставшая апофеозом «Деталей машин». Она значительно отличается по замыслу и технике исполнения от остальных акварелей серии. Это последняя акварель, написанная ещё при жизни моей жены Любы. Картина участвовала в престижном Biennial International Prize "Fabriano Watercolour 2018 (Фабриано, Италия). В силу жизненных обстоятельств я вовремя не подал заявку на возврат, и по условиям конкурса, картина осталась в распоряжении организатора, о чём несколько сожалею. На создание «Мужских игр» у меня ушёл целый месяц нескончаемой вереницы повторных замачиваний и перекрытий. Так долго я ещё не возился ни с одной акварелью, даже с «Золотым городом».
Мужские игры в несвежей воде. акварель, 56х76. 2017
Конечно, не все работы получились равно удачными. Тем не менее, некоторые из проданных, я пробовал переписать, в разумении устроить полную выставку «Деталей машин». Но потеря «Мужских игр» охладила это желание, а повторить нечто подобное, я вряд ли решусь.
Все работы серии можно посмотреть здесь: http://kuzema.my1.ru/photo/detali_mashin/148
Источник: http://kuzema.my1.ru/ |