Искусство самовыражения - этот main-stream арт-технологий ХХ века - возвеличило субъект и его атрибутику до предельных величин.
Отбросив старую обветшалую эстетику и расплевавшись с запыленными категориями "возвышенного","прекрасного", "безобразного" и другими их сотоварищами по классической философии, искусство постмодернизма повернуло человека лицом к зеркалу. Это зеркало не льстит, оно отражает наше личико по принципу: что есть, то, уж простите, и ешьте.
В давно прошедшие времена властности традиционной эстетики, оставалось невостребованным то странное и ни с чем не сообразное содержание, которое, как чёрт из сундука, резко выскочило вместе с боем часов в первые минуты ХХ столетия и закричало о себе в закрученном "дыр-бул щил" и бесконечно клонированном чёрном квадрате.
Арт-практики прошедшего столетия вновь и вновь манифестировали попытки вычислить "духовную Квадратуру круга", и упорно шли в сторону сигнификации непрояснённого субъекта в его жестокой объективности. На этом пути вырабатывались острые стили, использовались неожиданные материалы и реальные объекты.
Акварель старалась не отставать. Но в какой-то момент, к счастью для святого дела искусства, махнула на это "неотставание" рукой и решила продолжать жить свойственным ей образом, то есть в значительной степени "по старинке". Решение оказалось вполне достойным зрелого сознания мастеров мокрой кисти. Так, тихо поспешая своим неизменным путём, акварель просветлённо вошла в ХХI век - век осознанного позиционирования технологий. К этому моменту, эпатирующие арт-технологии сделали своё славное дело - заставили вспомнить сам принцип технологичности в искусстве, который античные греки - первые сознательные арт-технологи - обозначали словом "техне".
И тут обнаружилось, что акварель как технология - неповторима. Благородно-консервативная акварель льёт воду на мельницу арт-технологичности. Она и позиционировала себя долгое время как техника выполнения архитектурных эскизов. Это когда-то было неинтересно, когда "Большая Духовность" ассоциировалась не с тем КАК, а с тем, ЧТО в конечном результате создано. А сегодня в моде "очевидное-невероятное". Очевидная традиционность акварели, предъявляет себя как устойчивая невероятная верность не только по духовности, но и по ремеслу, ремесленным приёмам. Технологическая природа акварели обнажает себя без всякого смущения. То, как сделана акварель, завораживает - наплывы акварели подчиняются воде. В определённом смысле, художник-акварелист властвует кистью над стихией, и подчиняет себе её технологии, то есть, совершает невероятное в своей очевидности.
Партнёрские отношения акварели и воды придали этому типу искусства сегодня новое расширение: причастность к стихии привела к стихийному прорыву - к выходу из замкнутого пространства жилища в акваторию акварели, которая совмещает в своём смысловом поле все оттенки водной мощи.
Счастливого плавания, акварель!
Наталия Озерова, культуролог, проректор Невского института языка и культуры, проект-директор Общества акварелистов СПб. 2004