...В рамках «Artists of Russia» были изданы «принты» и открытки с моими работами. С «принтами» случился казус. Коммерческого успеха они не имели из-за неудачного выбора картинок. Англичане пытались продать их мне, и я подумал, что в Лондоне одесситов больше, чем думается. В конце концов, принты (штук 600) попали ко мне бесплатно. Напечатаны они были, ни много, ни мало, на трёхсотграммовом "Бокингрфорде" приличных размеров. Попробовал писать на обороте. Понравилось. Так и извёл весь тираж. А на принтах, кроме картинки, значились атрибуты (мои, и производителя). От этого родилась легенда, что мне бумагу в Англии по спецзаказу делают.
Это два из четырёх отпечатанных тогда видов.
В разгар сотрудничества с «Artists of Russia», произошло событие, значение которого для моего развития, как акварелиста, трудно переоценить. Правда, Божий промысел я понял далеко не сразу.
Затеянный ремонт квартиры «съел» почти все накопления, и я находился в ожидании финансовых поступлений. Но посредник проекта между нами, питерскими художниками, и Англией, исчез вместе с деньгами. Он «приворовывал» и раньше, подделывая накладные. Короче «обул» нас примерно на 100 тыс. долларов. Я потерял около пяти тысяч "зелёных", весьма немалые, по тем временам, деньги.
Встал элементарный вопрос о выживании. Засыпал и просыпался с мыслью, где взять средства, что бы прокормить семью. Прошли те времена, когда с «улицы» «уходило» до пятнадцати-двадцати работ в день. Туристический поток уменьшился, и изменился качественно не в лучшую сторону. К тому же, была зима (максимальный спад продаж) и время "сезонных" торговцев, которые могли бы взять много работ "под наличку", ещё не наступило. Нашёлся маршан, который сказал мне: «В долг давать мне неинтересно. Делай «рублёвики». Сколько «накрасишь», столько и куплю».
«Рублёвиками» назывались "городские" акварельки в паспарту под железную раму 18х24. "Историческая" цена этой рамы была 1 рубль. В стандартной ситуации, за такую картинку, я получал 5-7 долларов…
Поинтересовался предлагаемой ценой закупок. Ответ превзошёл все мои пессимистические прогнозы:
«Два бака за штуку!».
Я согласился. Авансированного мне «генерала Гранта», тут же разменял на «деревянные»…
Что бы выжить, семье требовалось тогда 100 долларов в неделю. То есть, надо «выдавать на-гора» не менее 50-ти картинок за тот же срок. И в добрые времена «рублёвики» были не особенно выгодны для художника. Единственное их достоинство - высокая «продажная скорострельность».
Понятно, что требовалось не только количество, но разнообразие и достаточное «коммерческое» качество, иначе перестанут брать. Моих «поставленных» 20 -25 сюжетов под этот формат, явно не хватало, даже с учётом повторов топовых картинок. От многократных постоянных повторов может и «крыша» поехать, а «дистанция» намечалась явно не спринтерская.
Марафон продолжался два с половиной месяца, пока не «восстановились» обычные продажи. Было сделано около семисот картинок. Количество сюжетов перевалило за две сотни. В целях «ускорения», научился обходиться не только без карандаша, но и вообще, без предварительного рисунка, что весьма сокращало время работы и давало значительную свободу в «освоении» новых мотивов. Прочно вошло в практику исполнение элементов изображения «модульными» кистями. Больше не надо было «возюкать» круглой белкой, деталь исполнялась одним мазком плоской кисти подходящего размера.
Эти навыки и породили то главное, что оценил не сразу:
На смену «раскрашиванию карандашного рисунка» пришло «акварельное письмо».
Надо сказать, что несколько позже, параллельно «Artists of Russia», возникли ещё несколько подобных проектов в других европейских странах. Некоторые из них быстро «загнулись». Венгрия, Польша, Германия, Чехия, Финляндия... В отличие от «Artists of Russia», тебовались «туристические картинки» для своих стран. Оттуда привозили фотографии,открытки и альбомы (про интернет тогда мы и не слышали), по мотивам которых мы и писали.Понятно, что «искусства» в этом было не много. Тем не менее, и здесь случались «акварельные прорывы», некоторые из которых остались у меня из-за большого формата(трудности переправки) и «больших цен».
картинки кликабельны
"Ромашки".50х81, 1996
"Луг". 50х81, 1996
Толчком для этих работ послужил немецкий фотоальбом. Такого количества взаимосвязанных «акварельных задач» в одной работе мне ещё не приходилось ставить перед собой.
____________________________________________
"Пражский мотив". 42х59, 2000(?)
Игра с фактурой. Практически «сухая кисть». Подмалёвок «по- сырому» . Когда писал, размышлял о «сращивании» импрессионизма и китайских «фракталов». Времени потратил изрядно, но результатом остался доволен. (вид взят с фотографии)
____________________________________________
56х38, 2000(?)
Без предварительного рисунка. Круглые кисти. (вид взят с фотографии)
______________________________
Отдельно стоит упомянуть французский проект «ARTRUSSE». Больших денег он мне не принёс, но, в некоторых смыслах, так же оказался «этапным»...