...Поначалу мне всё это здорово нравилось. Я учился акварели, и мне за это ещё
и недурно платили. И никакого начальства! Правда, последнее превратилось в
иллюзию после того, как имел неосторожность купить машину. Первый же гаишник
доказал мне обратное)). Кстати, машину водить то же сам научился, а «на права»
сдал экстерном.
Надо сказать, что Володя уехал из России, а «синекура» с мастерской закончилась.
Я перебрался работать домой, благо, площади новой квартиры позволяли.
«Вершиной» того периода стали «комбинированные» по технике работы, которые,
правда, делались с тех же клише. Первоначально прописывал небо и удалённые
планы «по-сырому» «холодными тонами. Затем, по мере высыхания бумаги, переходил
к всё более ближним планам, усиливая при этом плотность тона. Эти переходы были
особенно эффектны, когда исполнялись в пределах одного объекта. Создавалась
иллюзия пространства и воздуха. Стремление к насыщенной деталировке привело
меня к повторным смачиваниям рабочей поверхности листа, для прописи «по-сырому»
деталей, которые не успел выполнить сразу. Тогда, кстати, и заметил богатые
лессировочные свойства акварели, использование которых ещё более усилили
свето-воздушо-пространственную среду. Фен занял прочное место в моём
акварельном инструментарии. «Белое» выполнял в «обход» и снятием кистью по
сырому слою. Для высветления и конкретизации деталей ближних планов, иногда
применял и белый акварельный карандаш, впрочем, быстро от него отказался.
______________________________
старые аналоговые фото акварелей
картинки кликабельны
Собор Св. Петра и Павла. 1994
Дворцовая набережная. 1994
Вид на Дворцовый мост. 1994
Стрелка Васильевского острова. 1994
Дворцовая площадь. 1994
_______________________________
Непосредственная работа над такой акварелью, в завмсимости от сложности
сюжета, занимала до 16 часов в сутки. А планирование последовательности
исполнения, начиналось с вечера предыдущего дня. Ночью мне снился весь процесс,
и к утру в голове складывалась готовая «технологическая карта». В рассуждении
«попить кофею», спалил не один чайник на кухне. Свисток приходилось снимать,
что бы не разбудить ребёнка, а работа увлекала и требовала внимания. Форматы
этих работ не превышали 30х40.
Параллельно продолжал
совершенствовать «скоростную» технику. Помимо оптимизации последовательности действий и быстроты исполнения,
важным здесь было и понимание «логичности» степени упрощения деталей и
объектов. Помню, в начале, я даже пытался детализировать фигурки на крыше Эрмитажа
в форматах, не превышаюших 24
см в длину. Кстати, об Эрмитаже. Я первым на Невском
запустил его в «акварельное
производство». Случилось это потому, что лихо научился тиражировать «макароны».
Так у нас называли колонны Зимнего дворца. Из за их большого количества, многие
предпочитали либо с ним не связываться, либо изображать его фрагментарно.
«Дальние» колонны успевал вымывать кисточкой по непросохшему слою, а «вместо»
ближних прописывал промежутки между ними. Отдельно стоит вспомнить и «Спас»,
неизменно пользующийся популярностью у туристов. Он долгое время стоял в лесах,
открыток с него практически не было, и нам приходилось просто додумывать многие
элементы. «Навороченность» архитектуры собора существенно замедляла работу. Спас,
приносил мне самую обширную практику в «обобщении» и «упрощении»
Экспериментировал и с цветом. Постепенно стало приходить понимание «роли»
охры и серо-голубых смесей в исполнении Петербурга.
«Улица» и «сувенирный» городской пейзаж» по-прежнему оставались основным
источником дохода. Становилось всё тоскливей изображать «арт-машину». К тому
же, экономическая обстановка менялась для «уличных художников» не в лучшую
сторону и десять долларов за картинку перестали быть сверх прибылью. Условия
уличной торговли не позволяли существенно повышать цены. Уж и не говорю про
разные отдельные сюрпризы правительства. Если «павловские» удалось избежать без
существенных потерь, то Гайдар, например, «унес» с собою половину
заработанного. «Практичным» я никогда не был.
Случился и первый «творческий кризис». До той поры я полагал, что это
высосанный из пальца анекдот в оправдание лентяям, поэтому, даже не сразу
понял, что это такое.
Конечно, я находил время что- то писать и «вне» «парадного» города...
Впечатляет не только деталировка, но и ее качество (сам занимался, знаю, насколько трудно выдерживать ритм и писать не сбиваясь одинаковые элементы, да еще и в песпективе). Работы классные, но на мой взгляд в некоторых из них нет той легкости и прозрачности, которая характеризует акварель (имхо). Константин, вы уже тогда пользовались для деталировки плоскими кистями? Да, в нашем форуме еще не затрагивалась тема творческих кризисов? Может стоит остановиться на ней подробнее (со мной тоже случалось)?
Ответ: Просто эти работы относятся к тому времени, когда мне показались интересными "сделанность" и "плотность" в своей возможности. На самом деле, увлечение подобным "грузиловом" продолжалось недолго, около года.Фотографии остались только потому, что именно в этот период делал свой первый портфолио. _____________ Нет, активное использование плоских кистей случилось позже. Впрочем, тогда почти и не было в продаже таковых, пригодных к работе. _____________ Про кризис можно и поговорить.
деталировка сильно впечатляет. приятно удивила информация о форматах работ и времени написания! понимаю, что акварели нуждаются в быстроте исполнения, но в силу характера и мизерного опыта не любитель быстроты. сделал для себя выводы: не все потеряно, можно и не гнаться за скоростью, особенно на первых этапах... из представленных акварелей, почему-то, больше всего понравились "Дворцовая набережная", 1994 и "Дворцовая площадь", 1994, "Жёлтая голландская бумага"...будь я туристом в то время, купил бы именно эти!