©КОНСТАНТИН КУЗЕМА, 2008
____________________________
ЗАМЕТКИ ПО АКВАРЕЛИ
(страница 6)
КИСТИ
(картинки в тексте кликабельны)
Кисти - важная составляющая нашего акварельного дела. Тем не менее, разговор о них будет короче, отчасти потому, что белка и колонок, в основном, российской прописки. Всё зависит от добросовестности производителя, которая, к сожалению, не всегда стабильна и у «продвинутых» брэндов. Например, не так давно купил три плоских колонка Kolibri golden star (Германия), №№ 12, 14 и 20, что обошлось мне, где-то, в 1600р.
Рабочее качество этой «красоты» не оказалось в соответствии их цене.
На данный момент я пользуюсь, преимущественно, кистями фирмы «Художественные материалы» (г. Киров, Россия), филиал которой находится в Санкт-Петербурге.
Разнообразие кистей по виду волоса, формам и размерам велико. Рассматривать в полном объеме не буду. В конце концов, предпочтения в этом вопросе, дело привычек, мастерства, конкретных задач и состояния карманов акварелиста.
Белка - самая акварельная кисть. Держит много воды и пигмента. Не портит бумагу. Из предлагаемых форм, самой универсальной является круглая. Беличий флейц большого «калибра» незаменим в работе с большими форматами. При определённом опыте им можно выполнять и деталировку. Качественный беличий флейц, дорог, и в наших краях встречается редко.
Колонок держит меньше воды, но более "организован" из-за своей большей упругости. Им гораздо точнее и уверенней можно выполнять многие элементы акварели. Весьма недёшев.
Как-то, в поисках беличьего флейца, я обратил внимание на недорогие кисти из коровьего уха предположительно китайского производства. Приятно удивили качество волоса и плотность набивки. Однако, волос отчаянно лез. Из предложенных образцов выбрал наименее стремящийся к "облысению". Дополнительно обжал патрон пассатижами и в моём арсенале наконец появилось 3-х дюймовое "орудие". Думаю, подобный этому, но беличий флейц стоил бы раз 6-7 дороже, правда "плоских белок" больше 2-х дюймов я не встречал.
Синтетика максимально графична, воду держит на минимуме. Ею можно запросто испортить бумагу легких сортов. Изначально не имевшая никакого отношения к акварели, синтетика расширила диапазон приёмов письма. Отмечу, что качество синтетических кистей заметно выросло.
Касательно более грубых «масляных» кистей (например, щетины), могу сказать, что они могут использоваться для моделирования фактуры и отдельных эффектов.
Есть еще другие, и даже экзотические кисти по материалу исполнения.
Круглую кисть можно изготовить и в домашних условиях. Для формообразования, в этом случае, сгодится химическая пробирка подходящего размера. Впрочем, это вам вряд ли понадобится. Когда-то давно, я сделал кисточку из волос любимой девушки…:)
Всякий волос имеет свой характер…
Качество кистей определяется плотностью набивки волоса и соответствием своей заявленной формы в намоченном виде.
Помню, как в «дикие» времена мы ритуально «мусолили» кисти перед покупкой. Конечно, намочить слюной «пятнашку» проблематично, не говоря уже о двухдюймовом флейце:). Поэтому, большим облегчением стало то, что продавцы стали предлагать мисочку с водой.
Некоторые производители заливают колонковые кисти яичным желтком. Контроль за формой упрощается, но такую продукцию приходится довольно долго отмачивать в воде перед употреблением.
Известное количество плоских кистей разного размера существенно поможет в формообразовании, снизит потребность в дополнительных касаниях, что даст вам чистоту мазка.
Поворот плоской кисти во время движения даст вам изменяющуюся геометрию мазка в его непрерывности.
Линии разной толщины удобно выполнять плоскими колонковыми и синтетическими кисточками.
Для выполнения тонкой линии равной толщины, применяются круглые синтетика и колонок
Понятно, что крупные кисти служат для больших заливок и крупных объектов изображения…
В случае потребности более широкой кисти, чем у вас есть в наличии, можно связать две кисти меньшего размера.
Связка двух беличьих «пятнашек» даст вам мощное «оружие» для перекрытия больших форматов. Подобные связки, или просто захват двух кистей рукою, позволят вам создавать синхронизированные линии (параллельные, или изменяющейся формы).
В профессиональной работе могут сгодиться любые кисти, даже «убитые», для выполнения некоторых приёмов и вспомогательных функций.
Например, «убитой» кисточкой подходящей формы, можно «штамповать» листочки на деревьях, или траву. У меня до сих пор сохранилась (купленная лет 15 назад), великолепная в молодости, «кировская» белка*, которой я «высветляю» красочный слой в необходимых местах.
«Неудачные» кисти могут работать на замесах, хоть как-то искупая потраченные на них деньги...
Кстати, не очень качественный, плоский колонок можно «перевоспитать», сделав им 4-5 замесов.
Черенок кисти также может участвовать в работе по непросохшему красочному слою, например, для высветления, стеблей травы, стволов берёз, или снега на ветках. Для этого, черенок обрезают "под-лопатку". Некоторые акварелисты достигли органичности использования черенка в своём творчестве.
Лично я не люблю этот способ, считая его довольно варварским по отношению к бумаге, но вполне его признаю.
Внимание! Размеры кистей под одинаковыми номерами от разных производителей, могут не совпадать.
Движение созидающей кисточки подобно движению боевого меча. Лёгкость, быстрота, точность. Тут вам помогут упражнения с шестом, нунчаками, и тем же мечом. Всё это присутствует в моей мастерской, правда, вместо шеста использую муштабель:)
дополнение:
Наконец-то беличьи флейцы перестали быть камнем преткновения!
Кировские "Пони" от Roubloff:
40, 50 и 70 миллиметров.
Цены не заоблачные, хороши в работе, и волос не лезет, в отличие от "китайцев". Однако, время показало, что это «как повезет». Рублевские флейцы 40 и 50 мм достаточно стабильны, тогда как 70 и, в большей степени 100 мм, могут активно сбрасывать волос прямо на бумагу. И еще. Часть этой продукции выпускается с черенками, покрытыми черным лаком, который уже на второй - третий сеанс начинает отваливаться кусками.
Добавлено: Отмечу, что на данный момент, появляется все большее количество «гибридных» кистей от разных производителей. Например, сочетания «колонок-белка», «синтетика – колонок», позволяют не только соединять достоинства традиционных кистей, но и создавать новые инструменты путём дифференцирования различного волоса по длине, пропорции и компоновке в волосяном пучке кисти.
* Она таки скончалась в ноябре 2009-го года.
Источник: http://kuzema.my1.ru/ |