Акварели Невской
Волны

Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Заметки по акварели [14]
Некоторые замечания об АКВАРЕЛИ и акварельных материалах.
Мой путь в Акварель [9]
Расширенный ответ на часто возникающие вопросы.
Акварель. Создание Артефактов [2]
Пленэрные истории [7]
Описываемые события не выдуманы, а их участники реальны...
Просто истории [32]
Заметки на полях [1]
Много их у меня накопилось, часто спорных, а иногда и противоречащих друг другу...
Рассказы об акварелях [14]
Кот, бегущий краем лужи [11]
микро роман
Мои статьи для книги Sprechende Aquarelle [1]
Башанта [4]
Сборник рассказов, правдивых, и не очень


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
Евгений Кисничан

Лев Каплан





    ArtNow - продажа картин




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-04-25, 1:24 AM
Главная » Статьи » Мои статьи и рассказы » Рассказы об акварелях

Петербург – Петроград – Ленинград  (2014 – 2021)

Петербург – Петроград – Ленинград  (2014 – 2021)

Как-то, неудачно купил партию бракованной бумаги. Промокашистость, сильные краевые эффекты листа при нанесении красочного слоя на сырую поверхность, делали её практически непригодной к нормальному использованию.

Родилась смутная задумка создать серию, сходную по ощущениям со старыми фотографиями. Все огрехи бракованной бумаги, даже механические повреждения – стали работать на идею. Конечно, дело не ограничилось только этой партией. В ход пошли и обратные стороны не состоявшихся листов, что, впрочем, я практиковал и ранее, с того момента, когда перестал рвать неудачи. И чистота обратной поверхности, в этом случае, меня совсем не заботила. С цветом – не мудрствовал. Гонял монохромки примерно той же тональности, что и красочные потёки с обратной стороны. А иногда, даже и этого не делал, выстраивая конфликт на цветовом контрасте монохромного изображения, и потёков от предыдущего использования. Отчасти, это также напоминало старые фотографии. Наглядной иллюстрацией к сказанному, может послужить акварель «Спас в сырую погоду».

Спас в сырую погоду
акварель, 56х76. 2015

Надо сказать, что, в отличие  от других моих городских серий, я не выбирал сюжеты специально, да и единство их технической подачи, так же, мало волновало. Дворцы, заводы, вокзалы, новострой – всё шло в ход. Когда, какое ни будь место, вызывало мгновенное воспоминание, или личную ассоциацию,  я тут же садился за лист. В итоге, возникали такие работы, как «Февраль прощается с Фурштадтской», и «Полуденный сон. Боткинские бараки», имеющие прямые архитектурные отсылки к реальности. Сюда же стоит отнести мною любимую «Засыпающий порт», фиксирующую вечерний вид из окна парома «Петербург – Хельсинки», а также, «Зимний вечер на Крюковом канале», представляющий собой фрагмент привычного пути от Сенной площади к Мариинскому театру.   В общем, большая часть работ, связана с конкретным жизненным эпизодом. 

Засыпающий порт
акварель, 56х76. 2015

 

Зимний вечер на Крюковом канале.
акварель, 56х76. 2016

 Некоторые сюжеты, не имеют конкретики места и проецируют только атмосферу. Здесь уместно вспомнить достаточно схематичные «Ноль по Цельсию», и «Вечернее настроение». Встречается и откровенное хулиганство, вроде «Гондолы у пляжа Петропавловской крепости», и ещё более укуренная «Корюшка - птица весенняя». Бывало, фиксировал и реальные события в жизни города, которым, сам был свидетелем. Этому посвящены такие акварели, как «Ремонт Дворцового моста в 2013 году» и  др.

Ноль по Цельсию
акварель, 56х76. 2015

 

Корюшка - птица весенняя
акварель, 56х76. 2016

 

Ремонт Дворцового моста в 2013 году
акварель, 56х76. 2015

Работы писал скетчеобразно, в свободной манере, и зачастую, без предварительного рисунка даже кистью. Такой подход, был технической сверхзадачей. Сырое начало, большей, или меньшей степени, поддерживалось мазковой техникой плоскими кистями.

Когда я сообразил, что нарождающаяся серия может иметь самостоятельную ценность, стал использовать и чистые листы. Несколько эклектичная, из-за экспериментов, серия насчитывала порядка 70-ти работ весьма разнообразного содержания, хотя и объединённого темой Города.  Логически, её возглавила ее довольно масштабная монохромная акварель «871», написанная ранее, в 2012-м году, во след серии «Глючный Город».

 

"871"
акварель, 65х153  2012

Этот полутораметровый лист – дань памяти блокадному Ленинграду. Отчасти - результат моих детских впечатлений от рассказов соседей по коммуналке, переживших блокаду. Цифра «900 блокадных дней», заменена на «871», что можно трактовать, как «ещё немного, ещё чуть-чуть». Впрочем,  следуя исторической правде, «871» - фактическое число блокадных дней. В правом нижнем углу листа, находится «римский перевод» названия этой акварели. Согласитесь, римские цифры, в данном случае, выглядят весьма эпохально, если не сказать загадочно. К моей несказанной радости, нашлись знатоки, которые полностью раскусили заложенную мной интригу.

Оживающая архитектура - заснеженная, звенящая от мороза, наполненная дымом пожаров, и грохотом взрывов. Голодная арка Адмиралтейства, оскал черепа Биржи и расправивший плечи Исаакий, затянутый туманом войны.  Чёрные штрихи летящих снарядов, трезубцы зениток, тянущихся в тревожное небо. На переднем плане - порванный под острым углом парапет пандуса Стрелки Васильевского острова предвещает перемены, но в полной своей непредсказуемости. Катящийся шар стрелки, как Харон,  увлекает за собой окоченелые трупы  назад, в историю. Город стоит неколебимо, давая надежду живым, и их потомкам.

Горизонтальная композиция затухает на краях, между прошлым и будущим, и сжимается в центре остановленного мгновения. Монохромность картины обманчива. Серый цвет движется от сажи до сепии, меняя оттенки в зависимости от приближения объектов к зрителю.

По совокупности критериев, считаю удачей такие акварели, как: «Северный город», «Лето», «Заметает», и, несколько отличную от них, своими контрастными внешними контурами - «Стеклянную ночь». Я бы добавил сюда «Родом из детства», но к ней есть формальные композиционные претензии. Этот сюжет несёт в себе не только морось и туман, но и не прикрытую ностальгию.  Кораблик «Кронверк», на Кронверкской набережной, сейчас, помнят только старожилы. Долгое время, это был единственный парусник в городе, причём, не муляж, как нынешние. Там работал ресторан, а ещё, снимался фильм «Золотая мина», с Олегом Далем и Любовью Полищук.

Северный город
бумага, акварель, 56х76. 2014

 

Лето
бумага, акварель, 56х76  2014

 

Заметает.
акварель, 56х76. 2015

 

Стеклянная ночь
акварель, 56х76. 2015

 

Родом из детства
акварель, 56х76. 2015

Из других работ серии, хочется отметить «Ленинградское время», которую смело можно отнести к стилю «хабоку», а та же, спонтанно – экспрессивную «По рекам и каналам».

Ленинградское время
акв., 76х56. 2020

 

"По рекам и каналам"
акв., 55х72. 2018

В 2015 году, На персональной выставке "Петербург знакомый и незнакомый" (ГМП "Исаакиевский собор", КВЗ "Смольный собор"), я выставил начальную часть серии блоком, в чёрных фото рамах.

Можно  без преувеличения сказать, что эта серия, самая долгая в моей практике, а работа над ней, длиться и по сей день. Отмечу, что серия не сохранилась в первозданном виде. Довольно значительная часть работ, казавшихся мне неудовлетворительными, была попросту кадрирована и продана за бесценок, для временного поддержания штанов.

Полностью серию можно посмотреть здесь: http://kuzema.my1.ru/photo/peterburg_petrograd_leningrad/130

 



Источник: http://kuzema.my1.ru/
Категория: Рассказы об акварелях | Добавил: kuzema (2021-08-08) | Автор: Кузема Константин Станиславович
Просмотров: 524
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *: