В искусство приходят по разному. Правда, есть апробированный
путь: увлечение с детских лет рисованием, кружок при школе, студия при доме
пионера и школьника, и художественное среднее-высшее заведение. У такой дорожки
свои правила хождения, и те, кто ихусвоил, не терпят серьёзных аварий.
Константину Куземе выпал иной жребий. Подуховно выпал. Он не
выбирал судьбы художника, но стал им в силу того, что некие таинственные
интересы подвигали и приближали его к нелёгкой судьбе живописца и графика. Сначала
мы видим Константина студентом Политехнического института, где он в 1986 году
успешно финишировал с дипломом преподавателя физико-математического профиля. Во
времена его студенческой молодости, как «комиссар» политеховского студотряда,
Константин оказался вблизи бывшего имения Рерихов – Извары. Именно здесь,
возможно, не без влияния удивительной ауры этого издревле заселённого места, Константин
впервые почувствовал в себе художника. После Политеха, Кузема три года
преподавал в техникуме. Но успехи на поприще учительства не обольщали Кузему.
Победило всё нарастающее увлечение акварельной живописью.
Десятки и десятки листов, труд с полной отдачей для себя. Не просто освоение
технологических приёмов письма по сухому или мокрому листу, нопроникновение в искусство акварели, в её
таинственный мир. Может быть, этому помогли навыки и способности логического
мышления, умение оперировать отвлечёнными понятиями. Константин Кузема сам себя
сформировал и образовал как художника. Конечно, много «насмотрелся» в музеях,
журналах, книгах, своё слово сказала и общая культура. Но, по-моему, самым
существенным двигателем является энергетика его дарования и умение сочетать
логичность с эмоциональной образностью. Остаётся прибавить к этому
фантастическое целеустремлённое упорство, явственно выявленное в «Автопортрете»
1996 года. Признанием инженера Константина Куземы художником, стало принятие
его в 1998 году в члены Санкт – Петербургского Союза художников России по
секции графики.
Автопортрет. 60х40, 1996
Настоящая выставка не итоговая, а краткий обзор исполненного
с 1992 по 1999 г.
Общее, присущее всем акварелям Куземы – виртуозное владение техникой этого
искусства. Но для Константина Куземы это не самоцель, а инструмент для
воплощения всего того, что его интересует и волнует. Из этого рождаются циклы
или серии его акварелей.
Ромашки. 50х81, 1996
Как человек глубоко городской, он с особенной нежностьюотносится к природе и дальней и ближней –
пригородной. Его «флористические» (определение художника) композиции и
декоративны, и трепетно живописны. В акварели «Чайки и море» видится не только
личное восприятие художника, но и отзвук, или перекличка с книгой Баха «Чайка
по имени Ливингстон».
Чайки и камни. 40х50, 1998
Санкт-Петербург – задушевная тема всех художников – в
работах Константина Куземы перекликается с восприятием поэтической
«петербургской» литературы Серебряного века.
В этом плане интересна сюита «Ночной трамвай». Есть у
Константина подход к поэтизированному воплощению образа новых городских
районов.
Ночной трамвай, 26х36. 1998
Произведения Константина Куземы экспонировались в Англии,
Франции и других странах, где приобретались коллекционерами. Они есть и в
собраниях соотечественников – любителей искусства. Творческий путь Константина
Куземы – ещё одно подтверждение, что талант, заложенный в самой натуре художника,
направляет его на предназначенный Всевышним путь. Мне кажется, Ангел,
запечатлённый Куземой в 1996 году, явился в его воображении как напоминание,
что ему надлежит и дальше следовать своим путём.
Абрам Григорьевич Раскин,
искусствовед, почётный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, член Правления Санкт-Петербургского союза художников,
председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Международной
ассоциации искусствоведов, почётный вице-председатель
Санкт-Петербургского общества акварелистов, член РМСП, заслуженный
деятель искусств России