Акварели Невской
Волны

Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Заметки по акварели [14]
Некоторые замечания об АКВАРЕЛИ и акварельных материалах.
Мой путь в Акварель [9]
Расширенный ответ на часто возникающие вопросы.
Акварель. Создание Артефактов [2]
Пленэрные истории [7]
Описываемые события не выдуманы, а их участники реальны...
Просто истории [32]
Заметки на полях [1]
Много их у меня накопилось, часто спорных, а иногда и противоречащих друг другу...
Рассказы об акварелях [14]
Кот, бегущий краем лужи [11]
микро роман
Мои статьи для книги Sprechende Aquarelle [1]
Башанта [4]
Сборник рассказов, правдивых, и не очень


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
Евгений Кисничан

Лев Каплан





    ArtNow - продажа картин




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-04-26, 7:32 PM
Главная » Статьи » Мои статьи и рассказы » Заметки по акварели

КИСТИ
 
 
©КОНСТАНТИН КУЗЕМА, 2008


____________________________
 
ЗАМЕТКИ ПО АКВАРЕЛИ
 (страница 6)


КИСТИ

 

 


(картинки в тексте кликабельны)


Кисти - важная составляющая нашего акварельного дела. Тем не менее, разговор о них будет короче, отчасти потому, что белка и колонок, в основном, российской прописки. Всё зависит от добросовестности производителя, которая, к сожалению, не всегда стабильна и у «продвинутых» брэндов. Например, не так давно купил три плоских колонка Kolibri golden star (Германия), №№ 12, 14 и 20, что обошлось мне, где-то, в 1600р.

 

 


Рабочее качество этой «красоты» не оказалось в соответствии их цене.


На данный момент я пользуюсь, преимущественно, кистями фирмы «Художественные материалы» (г. Киров, Россия), филиал которой находится в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 


Разнообразие кистей по виду волоса, формам и размерам велико. Рассматривать в полном объеме не буду. В конце концов, предпочтения в этом вопросе, дело привычек, мастерства, конкретных задач и состояния карманов акварелиста.

Белка - самая акварельная кисть. Держит много воды и пигмента. Не портит бумагу. Из предлагаемых форм, самой универсальной является круглая. Беличий флейц большого «калибра» незаменим в работе с большими форматами. При определённом опыте им можно выполнять и деталировку. Качественный беличий флейц, дорог, и в наших краях встречается редко.

 

 

 

 

 

 


Колонок держит меньше воды, но более "организован" из-за своей большей упругости. Им гораздо точнее и уверенней можно выполнять многие элементы акварели. Весьма недёшев.

 

 

 

 

 

 

 


Как-то, в поисках беличьего флейца, я обратил внимание на недорогие кисти из коровьего уха предположительно китайского производства. Приятно удивили качество волоса и плотность набивки. Однако, волос отчаянно лез. Из предложенных образцов выбрал наименее стремящийся к "облысению". Дополнительно обжал патрон пассатижами и в моём арсенале наконец появилось 3-х дюймовое "орудие". Думаю, подобный этому, но беличий флейц стоил бы раз 6-7 дороже, правда "плоских белок" больше 2-х дюймов я не встречал.

 

 

 

 

 

 


Синтетика максимально графична, воду держит на минимуме. Ею можно запросто испортить бумагу легких сортов. Изначально не имевшая никакого отношения к акварели, синтетика расширила диапазон приёмов письма. Отмечу, что качество синтетических кистей заметно выросло.

 

 

 

 

 

 


Касательно более грубых «масляных» кистей (например, щетины), могу сказать, что они могут использоваться для моделирования фактуры и отдельных эффектов.

Есть еще другие, и даже экзотические кисти по материалу исполнения.
Круглую кисть можно изготовить и в домашних условиях. Для формообразования, в этом случае, сгодится химическая пробирка подходящего размера. Впрочем, это вам вряд ли понадобится. Когда-то давно, я сделал кисточку из волос любимой девушки…:)

Всякий волос имеет свой характер…

Качество кистей определяется плотностью набивки волоса и соответствием своей заявленной формы в намоченном виде.

 

 

 

 

 


Помню, как в «дикие» времена мы ритуально «мусолили» кисти перед покупкой. Конечно, намочить слюной «пятнашку» проблематично, не говоря уже о двухдюймовом флейце:). Поэтому, большим облегчением стало то, что продавцы стали предлагать мисочку с водой.
Некоторые производители заливают колонковые кисти яичным желтком. Контроль за формой упрощается, но такую продукцию приходится довольно долго отмачивать в воде перед употреблением.

 

 

 

 

Известное количество плоских кистей разного размера существенно поможет в формообразовании, снизит потребность в дополнительных касаниях, что даст вам чистоту мазка.

Поворот плоской кисти во время движения даст вам изменяющуюся геометрию мазка в его непрерывности.

Линии разной толщины удобно выполнять плоскими колонковыми и синтетическими кисточками.

Для выполнения тонкой линии равной толщины, применяются круглые синтетика и колонок
Понятно, что крупные кисти служат для больших заливок и крупных объектов изображения…
В случае потребности более широкой кисти, чем у вас есть в наличии, можно связать две кисти меньшего размера.

Связка двух беличьих «пятнашек» даст вам мощное «оружие» для перекрытия больших форматов. Подобные связки, или просто захват двух кистей рукою, позволят вам создавать синхронизированные линии (параллельные, или изменяющейся формы).


В профессиональной работе могут сгодиться любые кисти, даже «убитые», для выполнения некоторых приёмов и вспомогательных функций.
Например, «убитой» кисточкой подходящей формы, можно «штамповать» листочки на деревьях, или траву. У меня до сих пор сохранилась (купленная лет 15 назад), великолепная в молодости, «кировская» белка*, которой я «высветляю» красочный слой в необходимых местах.

 

 

 

 

 


«Неудачные» кисти могут работать на замесах, хоть как-то искупая потраченные на них деньги...
Кстати, не очень качественный, плоский колонок можно «перевоспитать», сделав им 4-5 замесов.

Черенок кисти также может участвовать в работе по непросохшему красочному слою, например, для высветления, стеблей травы, стволов берёз, или снега на ветках. Для этого, черенок обрезают "под-лопатку". Некоторые акварелисты достигли органичности использования черенка в своём творчестве.
Лично я не люблю этот способ, считая его довольно варварским по отношению к бумаге, но вполне его признаю.


Внимание! Размеры кистей под одинаковыми номерами от разных производителей, могут не совпадать.

Движение созидающей кисточки подобно движению боевого меча. Лёгкость, быстрота, точность. Тут вам помогут упражнения с шестом, нунчаками, и тем же мечом. Всё это присутствует в моей мастерской, правда, вместо шеста использую муштабель:)

 

 

 

 

 

 

 




 
дополнение:
Наконец-то беличьи флейцы перестали быть камнем преткновения!

Кировские "Пони" от Roubloff:


40, 50 и 70 миллиметров.

Цены не заоблачные, хороши в работе, и волос не лезет, в отличие от "китайцев". Однако, время показало, что это «как повезет». Рублевские флейцы 40 и 50 мм достаточно стабильны, тогда как  70 и, в большей степени 100 мм, могут активно сбрасывать волос прямо на бумагу.  И еще. Часть этой продукции выпускается с черенками, покрытыми черным лаком, который уже на второй - третий сеанс начинает отваливаться кусками.
 
Добавлено:  Отмечу, что на данный момент, появляется все большее количество «гибридных» кистей от разных производителей. Например, сочетания «колонок-белка», «синтетика – колонок», позволяют не только соединять достоинства традиционных кистей, но и создавать новые инструменты путём дифференцирования различного волоса по длине, пропорции  и компоновке в волосяном пучке кисти.
 
_____________________________________________ Продолжение: " Акварельные игры"...
 
* Она таки скончалась в ноябре 2009-го года.
 


Источник: http://kuzema.my1.ru/
Категория: Заметки по акварели | Добавил: kuzema (2008-03-09) | Автор: Кузема Константин Станиславович
Просмотров: 26639 | Комментарии: 8
Всего комментариев: 8
8 SEED  
0
пробовал да винчи белку флейц, пробовал пони конда. пробовал флейц берблюд. из флейцев да винчи лучшие

7 Василий  
0
Подскажите, какую кисть лучше взять для прорисовки мелких деталей: синтетика, колонок или белка?

6 рисоедов  
0
Здравствуйте, Константин. Подскажите пожалуйста, если возможно: где в инете можно приобрести качественные китайские кисти с длинным упругим ворсом? (или где их по почте могут выслать). Живу в Москве.

5 Nadya  
0
Отличная статья, нашла для себя новое.

Интересно, а как девушка отнеслась к тому, что из нее кисточку сделали?) Вы прям парфюмер))


4 Borisovich  
0
Отличные кисти у китайцев. Не знаю из какого зверя они их делают, но качество изумительное.
Кончик острый , как игла даже у больших номеров.
Третим номером можно и рисовать и делать заливки. Упругие. Черенок то ли тростниковый, то ли из чего-то другого. Что-то между нашим колонком и металлическим пером. В 90-х купил целую горсть, а теперь их нигде нэ бачу...
Ответ: Это волос тигра.
Есть у меня знакомый китайский художник...

3 antony  
0
как боротса с появлением волос от кисти в кюветике с краской ?
Ответ: Купить более качественную кисть

2 ReeyWhaar  
0
Какая хорошая статья, я даж не думал о многом, а буквально позавчера купил белку вторую ну отвратительнейшую просто. Мне даже раньше не попадались плохие кисти, я сразу понял (не считаю некоторых наборов белок школьных из супермаркетов, хотя даже там попадаются хорошие) :-)
Зато как не странно есть очень хорошая кисть которую подарила подруга моей мамы. Кисть старая (по крайней мере для меня) и сделана из собаки. 9я круглая
Ещё пользуюсь строительными "флейцами" из синтетики, наверное :-)
Ответ: "Собачья кисть"! - звучит неплохо))
А на счёт синтетики... Знаю одну, весьма "продвинутую" акварелистку, которая полностью перещла на синтетические кисти без ущерба качеству акварели...

1 ozozo  
0
подписываюсь - немецкие и французские белки-колонки пробовали много раз, хорошего ничего не нашли. ручки красивые, патроны цельнолитые, а волос противный и облазит стремительно..

очень скучаю по кировским кистям, в германии их нет и не было, но и в минск завозить почему-то перестали - увы. берем черную речку. мелкие колонки облазят мигом.

Ответ: "Чёрная речка" (ЗХК), не специалист по кистям, для них это так, сопутствующий товар... Впрочем, как для московской "ГАММЫ".

А "Кировцы", надо отдать должное, после некоторого спада во времена перестройки, не только восстановились, но и продвинулись. Патроны теперь тоже цельные, и намного улучшилась стойкость лаковой поверхности ручки. Теперь лак не крошится на лист и в краску так, как, например у "ГАММЫ".



Имя *:
Email *:
Код *: